Быть фараоном и при этом не быть мужчиной — это нонсенс, однако Хатшепсут за два десятилетия своего правления инициировала массу полезнейших для Древнего Египта проектов. Главными направлениями ее стратегии было восстановление страны после войн и новые военные кампании для расширения влияния царства. Для государства она стала великим строителем и воителем. Кстати, именно Хатшепсут заложила основы для успешного царствования великого воителя Тутмоса III — ее последователя.
Имя Хатшепсут возникло в сознании современных историков случайно, дело в том, что египтяне оказались неблагодарными и отказались принять идею женщины-фараона. После смерти великой дамы ее имя было стерто с памятников — частый случай в истории. Из летописей ее имя тоже было вымарано начисто.
Однако историю не обманешь: в начале XIX века ориенталист Жан-Франсуа Шампольон открыл науке это имя — он бился над переводом фараонского имени на скульптуре из храма Дейр-эль-Бахри и понял, что имя-то женское. После долгого забвения Хатшепсут вернулась в историю и мгновенно заняла свое место в ряду величайших монархов Египта.
Феномен женщины-фараона: Хатшепсут на троне предков
Правление Хатшепсут ознаменовалось многочисленными победами, но последующие правители поспешили уничтожить все свидетельства ее бытия. По древнеегипетским канонам ни одна женщина не должна была обладать полной божественной силой мужчины-фараона. Но сметливая и энергичная, женственная и изящная, Хатшепсут имела аналитический склад ума, что делало ее сильным политиком. Внешняя привлекательность дополняла выигрышный образ.
Хатшепсут родилась в 1508 году до н.э. и была потомком фараонов. Она была дочерью фараона Тутмоса I от его главной жены царицы Ахмос и женой своего единокровного брата Тутмоса II. В брак Хатшепсут вступила лет в 18-20, если верить летописям, и стала «божественной супругой Амона» — верховной жрицей общегосударственного культа. Этот титул был пресловутым стеклянным потолком, который женщина в Египте пробить не могла никак и никогда.
Но судьба не глупей нас: после смерти фараона Тутмоса II Хатшепсут стала опекуном его сына — регентшей при малолетнем фараоне. При всех хитросплетениях традиций регентство главной жены и царской дочери было легальным. Набравшись за семь лет регентства опыта Хатшепсут взялась за перекраивание узких традиций — женщина взяла да и возложила сама на себя двойную корону фараона Египта.
После этого изменился и пиар — на более ранних статуях и рельефах она изображалась как женщина, а после коронации — вначале в мужской одежде, а затем и в образе мужчины, с фараонской бородкой. А вот имя — женское — Хатшепсут не стала менять.
Строительство в Древнем Египте
Умная и прозорливая Хатшепсут сумела сплотить вокруг себя верховных жрецов, знать, военачальников — задача неподъемная, но фараонша смогла. Бюрократию, которую приручила хитрая фараонша, представляли визирь Амету и казначей Джехути, жрецов — первосвященник Амона Хапусенеб, армию — нубийский полководец Нехси, зодчих — придворный архитектор Инени. Важную роль в монаршей жизни играл человек по имени Сенмут — ее визирь и ментор. Ввиду постоянного и близкого нахождения при Хатшепсут Сенмуту приписывают роль ее возлюбленного.
Хатшепсут начала массовое и очень масштабное строительство, когда стала регентом, это потребовало усилий множества рабочих и инженеров. Не нужно думать, что на стройках трудились лишь рабы, это не соответствует действительности. Условия труда были сложными, учитывая жаркий климат, но рабочий получал повышенный паёк, медицинскую помощь и помощь семье при несчастных случаях.
Благодаря Хатшепсут, в Египте появилась Долина царей — огромный погребальный комплекс. А храм самой Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри остаётся одним из самых впечатляющих образцов зодчества. Даже преемники и недруги царицы были так очарованы этим архитектурным шедевром, что предпочитали быть похороненными поблизости.
Женщина-фараон правила 20 или 22 года — их Тутмос пережил без злоключений или переворотов. Хатшепсут умерла в возрасте чуть более пятидесяти лет от рака костей — возраст по тем временам преклонный, да и болезнь серьезная. Дисциплина, введенная в администрации женщиной-фараоном, отлично работала и после ее смерти. Первые двадцать лет правления Тутмоса III всё шло по установленному Хатшепсут порядку. Не было переворотов, комплотов или прочих придворных рокировок после ее ухода.
А кампания по вымарыванию имени Хатшепсут на памятниках и монументах на имена Тутмоса I, Тутмоса II или Тутмоса III начнется значительно позже.