История
Как любовницы короля делали политику и бизнес в свободное от «работы» время
- Юлия Петренко
- Тема: История Королевский роман Франция
Век Возрождения в Европе прошел под знаком прекрасного: именно в эти годы среди монархов разных стран набрал силу тренд иметь официальную любовницу. Она служила не просто украшением двора и предметом зависти для коллег-самодержцев, но и оказывала влияние на ведение государственной политики. Да-да, некоторые фаворитки были воистину мудры и прозорливы вдобавок к своей красоте. Занимая теплое местечко подле короля, его метресса довольно удачно спекулировала на своем положении, делая деньги для себя и своей семьи.
Историки отмечают, что иногда избранница короля занимала свое положение вовсе не по случайности любви. Придворные, фавориты и министры обычно выступали посредниками в таких делах (сводничеством тогда нельзя было смутить никого) и торг шел полным ходом. Дочь в постели короля — это удача для благополучия семьи, покровительство для ее друзей, но главное — власть и надежда на великую судьбу.
Многие знатные родовитые семьи изо всех сил старались подложить королю свою дочь, и не последнюю роль в такой королевской проституции играли деньги. Есть исторический пример: семья д’Антраг потребовала воз экю за то, чтобы уложить юную Генриетту в постель Генриха IV, чья скупость вошла в поговорку.
Дорвавшись до власти, фаворитки демонстрировали различное поведение, в зависимости от собственного видения мира. И если одни были ласковы и бескорыстны, то другие — неприветливы, алчны и беспощадны. Диана де Пуатье, пленившая Генриха II еще в его детстве, умело сыграла на комплексах мальчика: воспитательница дофина обернула ситуацию в свою пользу, вылепив из хлипкого бесхарактерного юноши славного короля и верного любовника. Дама слыла властной и навела в королевстве порядок очень быстро, внушив своему царственному любовнику ненависть к гугенотам с банальной целью — присвоить их конфискованное имущество.
Фаворитку финансировала казна государства и лично король
Когда фаворитка вводилась в должность, вставал вопрос и о ее обеспечении, и о ее будущем. Часто она получала богатые имения, титулы, ренты, но все же ее позиция оставалась шаткой. Ведь при дворе был целый цветник, и в любой момент могла появиться проворная соперница. Враги могли навлечь на нее немилость короля, случайная неловкость приводила к падению. Сохранить привязанность любовника-короля, особенно если он был ветреным, становилось главной задачей королевской султанши.
Многие фаворитки понимали шаткость момента и старались как можно быстрее воспользоваться ситуацией: денег на содержание возлюбленной короля отсыпалось немало. Плюс нужно было срочно родить ребенка, ведь король непременно признает его своим, даст титул и будет содержать вечно.
Временность счастья в королевской постели долго сохранять удавалось лишь единицам: чемпионкой тут является Диана де Пуатье. Ее секрет в том, что она не позволяла чувствам заглушать голос разума: она могла вечно жить и править во дворце, этом очаге интриг, ревности, подлости и низменных поступков. Она лично вдохновляла могущественные заговоры, сближавшие министров и сановников короля, держа нити интриг в собственных руках.
Фаворитке причитались любовь и влияние, королеве — безразличие и почет
Участь королев во все времена была незавидной, несмотря на внешнюю помпу. Супруга короля, находясь в изоляции, не получала ничего, кроме дани уважения по договору, печально перегруппировывая вокруг себя добропорядочность, злобу и оппозицию. Королевы не предпринимали политических шагов, поскольку не имели на кого и на что опереться.
Зато фаворитка жила на полную катушку: она с удовольствием сосредотачивала в своих руках позолоченные ниточки милостей и амбиций, нашептывала королю на ушко кого на какие должности назначать. Так что на долю королевы приходились слезы, молитвы и самопожертвование, на долю любовницы — любовь, деньги, власть и празднества.
Так было всегда, поскольку треугольник «фаворитка-король-королева» был неким образцом жизни в средневековой монархии. Между женщинами короля имело место разделение ролей, специализации и функций. Королева воплощала порядок и законность, ортодоксию и консерватизм. Любовница, напротив, — удовольствие, живость и созидание. Часто она выступала музой и меценатом.
Наблюдая развитие фаворитизма с высоты века сегодняшнего, можно утверждать, что благодаря фаворитке при дворе рождалось нечто новое. Веселые и молодые любовницы суверенов задавали тон, создавали образец, оказывали духовное влияние на творения искусства. И это не пустая суетность, вспомним стиль Помпадур. Меценатка, покровительница писателей, поэтов и художников, мадам дарила творческое вдохновение и финансировала популяризацию Франции повсеместно!
Людовик, без сомнения, тратил на Помпадур большие средства, перестраивал дворцовые покои по ее замыслам для ее комфорта и удовольствия, устраивал балы, спектакли, пиршества, которые требовали участия актеров, танцоров, музыкантов, людей искусства всех жанров. А для удовлетворения ее статусных потребностей и для ее блеска в свете нужны были комедианты, поэты и льстецы.
Помпадур назначала пенсии литераторам, чтобы они пели ей дифирамбы, восхваляли ее прелести и добродетели. Она нанимала артистов для развлечения своего короля, мастеров для устроения и убранства любовного гнездышка монарха. Фаворитка (за государственный счет!) дала мощный старт развитию декоративного искусства и французского эстетического стиля вообще — до сих пор им восхищаются и копируют по всему миру.