Дефицит материалов парализовал также промышленность сектора; безработица взлетела до заоблачных высот, усиливая страдания обедневшего за долгие годы блокады населения.
Ситуация резко ухудшилась после переворота в соседнем Египте прошлым летом. Египетские военные присоединились к израильской блокаде, взявшись за разрушение подземных туннелей под границей, через которые в Газу доставлялись жизненно необходимые продукты питания, топливо, медикаменты и строительные материалы.
По данным Палестинского центрального статистического бюро, безработица за это время подскочила с 32 до 38,5 %. А правительство оказалось в финансовом и политическом тупике.
На волне арабских восстаний, в результате которых к власти в Египте пришли «Братья-мусульмане», ХАМАС разорвал отношения с убивавшим собственных граждан сирийским режимом, восстановив против себя и Иран. Но когда египетские генералы свергли правительство Мурси, ХАМАС остался в изоляции.
В надежде облегчить беды 1,8-миллионного населения, правящее в Газе движение готово на любые экономические реформы, включая возможную приватизацию.
Пытаясь уменьшить трение и с Египтом, и с Израилем, оно предложило передать контроль над ключевыми пограничными пропускными пунктами частным предпринимателям палестинского сектора.
«Этот вопрос изучают сейчас бизнесмены. Мы сказали им: «Идите и договаривайтесь с с Израилем и Египтом», — сообщил «Рейтер» вице-премьер Газы Зейяд аль-Заза, исполняющий также обязанности министра финансов.
Конечно, такой шаг должен быть согласован с различными сторонами, в том числе и с главой Палестинской администрации на Западном берегу Махмудом Аббасом, и нет никаких гарантий, что он будет утвержден.
Это предложение отражает признание движением ХАМАС всей серьезности положения в секторе, считает директор по связям с общественностью Торговой палаты Газы, экономист Махер аль-Таббаа. Но в осуществимости предлагаемой меры он сильно сомневается.
«Я бы назвал это скорее попыткой найти решение политического кризиса, чем практическим выходом из нынешней сложной ситуации», — говорит он.
С 2007 года Израиль ослабил некоторые из ограничений на ввоз товаров в Газу. Но запрет на строительные материалы и целый ряд наименований, имеющих, по мнению израильских властей, «двойное использование» — в гражданских и военных целях – остается в силе. И независимо от того, кто будет контролировать пропускные пункты, этот запрет вряд ли будет отменен.
Прежде ввозимые через Израиль товары составляли от трети до половины импорта Газы, остальное доставлялось через туннели на границе с Египтом.
Правительство Мурси не могло открыть границу с Палестиной, но не препятствовало подземной торговле, позволяя экономике сектора вырасти почти на 15 процентов в 2011 году и на 7 процентов в 2012 году. Но уже к концу прошлого года рост составил всего 3 %, и возможная рецессии не за горами, отмечает вице-премьер Зейяд аль-Заза.
При росте населения около 3% в год, такие темпы развития экономики свидетельствуют, по сути, о застое.
Многие заводы в Газе остановились, другие снизили объемы производства или уволили часть рабочих, чтобы не разориться.
Наим аль-Сиксик — владелец крупнейшего в блокадном секторе завода пластмасс, производящего более половины местных товаров из пластика. По его словам, из-за усилившихся торговых ограничений и закрытия туннелей объем производства за последние семь месяцев упал почти в два раза.
«Нам пришлось уволить 15 процентов из 150 рабочих и снизить зарплаты на 20 процентов, чтобы справиться с этим кризисом, но ситуация становится все хуже и хуже», — говорит он.
Бизнесмен Мухаммад Абу Изз пьет чай, сидя перед огромным жилым домом, который он не смог достроить из-за отсутствия цемента.
«Сорок семей ждут заселения уже пять месяцев. Большинство из них полностью оплатили цену квартир, а я, получается, их кинул», — хмуро признается он.
Проблемы промышленности Газы далеко не ограничиваются запретами на импорт. Дефицит электроэнергии, оставляющий блокадное население без света по восемь часов в день, означает для Наима аль-Сиксика дополнительные затраты на дорогое топливо для собственных генераторов – более 100 тысяч долларов в месяц.
Пытаясь как-то облегчить ситуацию, движение ХАМАС готово приватизировать и распределение электричества в Газе, и даже обсуждает уже эту возможность с бизнесменами. Но опять же, быстрого решения тут не предвидится.
«Я не утверждаю, что ситуация безоблачная. Но мы стараемся всеми средствами дать нашим людям достойную жизнь», — говорит вице-премьер Зейяд аль-Заза.
Английский вариант статьи опубликован на сайте worldbulletin.net.