Закрыть

Праздники и приметы

Коррупционный скандал пошатнул турецкую экономику

 

Это не только вызвало сильное беспокойство в турецком обществе и политике, но и заметно повлияло на экономику страны.

Стратегический Halkbank

Halkbank («Народный банк») – один из трех, принадлежащих  государству.   До 2002 года он приносил одни убытки, но уже на конец 2012 года чистая прибыль составила около 2,6 млрд. турецких лир (1,2 млрд. долларов). На сегодняшний день по размеру активов это седьмой по величине банк в Турции. Однако его политическое и стратегическое значение  далеко не ограничивается  финансовыми показателями.

Halkbank представляет собой  ключевое  звено в финансовой цепи, ведущей к  иранским нефтепроизводителям после  навязанных США ядерных санкций. Санкции запрещают выплаты Ирану в  долларах или евро — однако золото в них ни словом  не упоминается, и эта лазейка позволила использовать его для оплаты иранских нефтепродуктов.

Руководство банка заявляет,  что до 1 июля 2013 года никаких санкций против торговли драгоценными металлами с  Ираном не существовало.

Недавно иранский посол в Турции Али Реза Бикдели отметил «умные управленческие решения, сыгравшие в последние годы важную роль в ирано-турецких отношениях».

Неудивительно, что  премьер-министр Эрдоган назвал выдвинутые против банковского руководства обвинения в коррупции  заговором против экономики и нынешнего правительства Турции, выношенным иностранными державами и осуществляемым их союзниками в самой стране.

Паника на Стамбульской бирже

Но одним банком ущерб, конечно, не ограничился. Расследование по делу о коррупции и его обсуждение политиками и общественными деятелями оказали прямое и косвенное влияние на экономику Турции.

Halkbank представляет собой  компанию с ограниченной ответственностью, в которой  государство владеет 51,9% акций,  а остальные  48,1% принадлежат частным лицам.  Соответственно, его акции котируются  на Стамбульской фондовой бирже.  За 10 дней с начала коррупционного скандала их стоимость снизилась  примерно на 26% — или на 1,6 млрд. долларов США.

Воцарившееся на бирже  негативное настроение сказалось и на акциях 30 крупнейших компаний, в том числе Turkish Airlines, Turkcell и Akbank, потерявших  в общей сложности от 221,5 до 270,9  миллиарда долларов.

Помимо такого  косвенного влияния на фондовый рынок, сложившаяся  ситуация оказала  неблагоприятное воздействие на многие экономические показатели Турции.

Косвенный удар по экономике

Ощущение политической нестабильности сказалось прежде всего на входящем в страну денежном потоке. Процентная ставка заимствования для правительства Турции увеличилась с 8,8% до 9,6%, что вызвало дополнительную нагрузку до одного млрд. турецких лир на государственную казну. Это также привело к увеличению потребительских  кредитных ставок на жилье и автомобили.

Вслед за тем обострилась ситуация на валютном рынке. Повышенный спрос на иностранную валюту подтолкнул доллар намного выше 2 турецких лир, а евро превысило предел в 3 лиры. Рост курса валют привел к увеличению расходов производителей зависимой от доллара энергии.  В результате увеличилась цена на отопление и автомобильное топливо.

До начала коррупционных расследований некоторые турецкие аналитики и экономисты предсказывали  экономический рост в размере около 3,5%, а Всемирный банк и вовсе объявил об ожидаемых 4,3%.

По официальным данным, потери от громкого скандала достигли общей суммы 104,86 млрд. лир. После такого удара по  экономике Турции, былые прогнозы выглядят весьма  сомнительно.

Примечательно, что надежда на спасение турецкой валюты кроется все в том же  Halkbank. Ведь помимо торговли с Ираном, через него проходят новые соглашения на миллиарды долларов, оплачиваемые в лирах.  Сложившаяся в Турции экономическая ситуация означает уменьшение потребности в иностранной валюте, что будет играть важную роль в росте стоимости турецкой лиры по отношению к другим валютам.

Ферди Ильхан. Полный текст статьи опубликован на сайте worldbulletin.net.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях