Его звали Царицынский Леонид Иванович. Он родился в Ставропольском крае 11 августа 1920 года. Еще ребенком приехал с родителями в ЧИАССР.
В 41-ом повторил судьбу того поколения фронт- плен — Бухенвальд. Четыре побега. Дважды приговаривался к расстрелу. Но остался жив.
Узники лагеря смерти называли его «Леон» и уважали за силу духа.
Когда войска союзников дошли к концлагерю, Леонид, конечно же был в ряду тех, кто поднял восстание обреченных. План гитлеровцев – уничтожить всех заключенных — был сорван.
Тропинки жизни
Странно возвращаться во время, которого нет.
Идти через сны, обуглившиеся от ночных пожаров, сквозь туманы лежащие над разбомбленными кладбищами.
Пролетать над полями, где, погребены люди, которые выпали из истории, не оставив имен. Но оставив – подвиг. Я не вправе оценивать, но вправе – помнить.
В Первую чеченскую были молодые парни, которые, отдав свои документы людям, шли через минированные поля. Первыми. (Когда взрывался один, на его место вставал следующий).
А за ними, держа дистанцию, шли женщины с детьми на руках, ступая след в след. Эти тропы не назовет история дорогой жизни. Но ведь они такими были… И были эти парни, имена которых старательно затерла война. Или мы?
Где книга с их именами?
Кто помнит их лица?
Только в книге Всевышнего записано каждое деяние.
Лагерь смерти №2
Блуждая по дорогам снов, что выводят сквозь канонаду к старому грозненскому бульвару, я часто захожу в дом № 15, квартира № 41, на улице Розы Люксембург, где жил старый друг моего деда, художник Леонид Царицынский.
Моя семья подружились с ним в Грозном, задолго до национальных распрей и кровавых войн.
…В 1945 году Леонид вернулся на родину в СССР. Так как он был в плену, его обвинили в измене, и он попал в НКВД.
Его так пытали и били, что он едва выжил.
Из Бухенвальда Леонид Царицынский вышел своими ногами, и спас множество узников. А из НКВД его вынесли на носилках и то – благодаря поддержке европейцев, сидевших с ним в концлагере.
За Леонида вступились друзья-антифашисты из Франции, Польши, Германии. Международный Красный Крест присудил ему медаль «За победу над Смертью».
Его вышвырнули на свободу еле живого. Бывший узник Бухенвальда, после застенок НКВД, мог есть лишь каши да кефир.
Восстановление Леонид начал с дыхательной гимнастики, с легких физических упражнений.
Книги по йоге были редкостью в СССР. Ходил по рукам самиздат, с искажениями и неточностями. Спасибо друзьям! Они смогли передать нужную литературу на французском языке.
Он выжил и на этот раз.
Он выжил, чтобы родился Художник
Всю жизнь он мечтал рисовать. Но к полотну он пришел, только дважды побывав на краю жизни.
Царицынский стал необычным художником: едва световой луч касался полотен, цвета сменяли друг друга, как по волшебству.
Он закрывал на окнах тяжелые темные шторы, включал музыку Баха и начинал творить.
Так появлялись его картины о лагере смерти, о мужестве и любви.
Художник изобрел свою собственную методику письма маслеными красками на обычном холсте. Она заключалась в многократном наложении одного цвета на другой. Процесс очень трудоемкий. К примеру, шапку на персонаже сказки Ереме, мастер рисовал пять лет!
Только посвященные знали, если, поводить обычным фонариком вдоль рамы полотна, то белый снег, как по волшебству, станет: голубым, розовым, зеленым.
Шапка на Ереме из лимонно-желтой превратится в фиолетовую. Темно-серая щука, как по велению волшебной палочки, побелеет на глазах у изумленного зрителя.
Продавать свои произведения Леонид Иванович не любил.
Он их дарил, щедро и непредсказуемо: журналистам, актерам, и соседям.
— Это мои дети — объяснял художник — А детей не продают!
Одна из работ «женщина-вампир» понравилась Владимиру Высоцкому. Она была подарена актеру и поэту вместе с памятью сердца — листовкой на мешковине.
Той самой, написанной кровью.
Из лагеря Бухенвальд.
Некоторые работы Л.И.Царицынского приобрели крупные музеи: Русский музей, Третьяковская галерея, Новосибирская художественная галерея.
В 1972 году на международной выставке графики во Флоренции восемь его работ получили золотые медали.
Две войны в его судьбе
Умер Леонид Царицынский в Москве в 1989 году. В дни культуры ЧИАССР. Из республики прибыли: танцор Махмуд Эсамбаев, поэтесса Раиса Ахматова, писатель и журналист Саид Чахкиев . И он, Леонид Царицынский, уже известный художник.
Внезапный наезд автомашины оборвал жизнь человека, ставшего легендой. Водитель скрылся.
А скончался он — 23 февраля.
Вся жизнь Царицынского связана с войной.
…Квартиру художника, после его смерти, много раз перепродавали. Дневниковые записи и большая часть его живописных работ — затерялись. И безвозвратно утрачены во время войн в Чеченской республике.
В память о мастере остались четыре документальных фильма и очерки.
Но этого слишком мало, чтобы рассказать об уникальной жизни человека, антифашиста и художника.