Неделю назад митинг меньших масштабов в этом районе подвергся нападению неонацистов. На ответную акцию, по словам организаторов мероприятия, вышло 16 тысяч человек.
«Я побывала за свою жизнь на многих демонстрациях, и это одна из самых больших, — говорит кандидат в Европарламент от социал-демократов Джитт Гутеланд. –Это показывает, как много нас, борющихся за равную ценность всех людей, и что нас больше, по сравнению с экстремистами».
«Я думаю, многие обеспокоены подъемом ультраправых в Европе, и хотят показать, что в Швеции мы идем другим путем», — цитирует ее «Аль-Джазира».
Поводом для первоначальной демонстрации в Карторпе послужили свастики и расистские лозунги, появившиеся на стенах домов. Несколько сотен мирных демонстрантов, скандировавших «Никаких расистов на наших улицах», подверглись нападению около 40 сторонников неонацистского Шведского движения сопротивления, вооруженных стеклянными бутылками и петардами.
Часть демонстрантов укрылась в местном супермаркете, остальные, вместе с горсткой явно не ожидавших нападения полицейских, пытались дать отпор правым.
Несколько человек, в том числе и полицейских, получили травмы в ходе столкновений, 28 были задержаны.
События в Карторпе всю неделю обсуждали шведские СМИ, в ряде городов прошли демонстрации против расизма и нацизма. По оценкам наблюдателей, антирасистская кампания в стране набирает обороты.
В то же время растет и популярность ультраправой партии «Шведские демократы», впервые вошедшей в парламент в 2010 году. По данным недавнего опроса, проведенного государственным статистическим управлением, эту партию поддержали 9,3 процента респондентов – по сравнению с 5,7 процента на выборах три года назад.
Египетский блоггер Мина Нагуб, живущий в Швеции с 2011 года, считает, что отношение к расизму в этой стране стало более терпимым с весны этого года, когда бунтующая молодежь в столичном пригороде Хасби жгла автомобили и забрасывала полицию камнями.
«После этих событий расистские высказывания вошли в норму, — отмечает он. — В мае меня даже избили нацисты, безо всякой причины, я просто шел по улице. Однако сегодняшние события вселяют надежду, что Стокгольм может измениться к лучшему, несмотря на тревожную статистику».
В воскресной демонстрации приняли участие многие политики, как из правящей правоцентристской коалиции, так и из левоцентристской оппозиции.
«Я хочу внести свой вклад в общее неприятие нацизма и расизма, — заявил по телевидению министр интеграции Эрик Уленхаг. — Нападение на прошлой неделе было грустным событием. Извлеченный из него урок заключается в том, что борьба за равноценность всех людей должна продолжаться, иначе мы не справимся с ксенофобией».
Однако организовавшая демонстрацию сеть «Линия 17» считает, что одними митингами ситуацию не изменить – необходима планомерная и постоянная работа с местным населением.
«Это простые и повседневные вещи — предотвращение нацистской пропаганды, беседы с соседями, друзьями, в школах и районных учреждениях о том, что такое расизм и как мы можем преодолеть тревожную тенденцию роста фашизма, особенно в Европе», — сказала пресс-секретарь «Линии 17».