Помнится, во времена советов понятие дружбы народов не было простой формальностью, лозунгом, напротив — имело реальное смысловое наполнение. Проблемы были не без этого, но градус бытового национализма никогда не достигал уровня кипения, как сейчас.
Ненависти всё больше
Буквально несколько дней назад «Левада-центр» провёл интересный социологический опрос. Результаты заставляют глубоко задуматься, а тем ли путём движется сегодня наше общественное сознание. 43% россиян и 83% москвичей ответили положительно на вопрос «Ощущаете ли вы межнациональную напряженность в своем городе, районе». Это настроение разделяют сейчас в полтора раза больше россиян, чем в прошлом году и почти вдвое больше, чем в позапрошлом. Более 60% моих соотечественников испытывают «раздражение, неприязнь или страх по отношению к выходцам из южных республик (Кавказа и Средней Азии)», проживающим в их городе. И только 6% испытывают к ним уважение или симпатию. Год назад людей, испытывающих неприязнь к инородцам, было в полтора раза меньше.
А в самой Москве, которая собственно определяет интеллектуально-культурный вектор страны, но никак не духовный (да простят меня москвичи и те, кто себя таковыми считает), ни один из опрошенных (sic!) не ответил положительно на вопрос «Испытываете ли вы уважение и симпатию к выходцам из южных республик?». В столице нашей многонациональной родины 84% её жителей разделяют и поддерживают идею «Россия для русских». Видимо, остальные 16% это сами мигранты, представители нетитульной нации и микроскопическое количество интеллигентов и людей размышляющих. Комментируя полученные данные, директор «Левада-центра» Лев Гудков отметил, что такого в России не было еще никогда. Не дай Бог никому жить в эпоху перемен, гласит китайская поговорка. От себя добавлю тем более таких, когда перемена настроения и трансформация в головах происходит не в лучшую сторону за столько короткий период.
Комплекс национального унижения
А может вся проблема в комплексе, чувстве национального унижения, которое мы испытали после крушения Советского союза? Сходные процессы в общественном сознании происходили у немцев после унизительного для их страны поражения в Первой мировой войне. Тяжелое морально состояние, бесспорно, великой нации, дополнилось огромными проблемами в социально-экономической сфере: безработица, гиперинфляция, тотальная коррупция, произвол крупного капитала в отношении рядового населения. На этом фоне национал-социалисты успешно начали своё политическое восхождение на властный олимп. Они предложили свою простую модель решения проблем германского народа. Обвинили во всех бедах евреев-колонизаторов. Известен лозунг тех времён: «Евреи – наше несчастье». Спустя 80 лет в нашей стране набирает популярность другой лозунг – «Мигранты и мусульмане – наше несчастье».
И сегодня это уже не крамольная мысль, которую можно услышать на «Русских маршах» или сходнях националистов во главе с Навальным, это чётко выверенная политика проводимая Кремлём. «Мягкий национализм» становится тем идейным крюком, который, по мнению идеологов Путина, удерживает их от того, чтобы не свалиться в политическую бездну. Как бы нас не заверяли с экранов госТВ, но экономический кризис не за горами, а управленческий, политический, кризис доверия мы уже имеем. Значит общество будет ставить резонный вопрос: кто виноват? И вот тут-то взор негодования может быть направлен в сторону действующей власти… Поэтому и нужны эти самые «чужие-мигранты-мусульмане-кавказцы», чтобы канализировать народный гнев в «правильное русло». Но ведь «русский бунт» беспощаден и кровав. Кто же будет там разбираться, кто свой, кто чужой – сметут всех. И не только тех, у кого другая национальность и вероисповедание, а под общей замес попадут «владельцы заводов, газет, пароходов», то есть сам управленческий класс. Ну нельзя пилить сук, на котором сидишь, но разве в запале властной эйфории об этом кто-нибудь задумывается?!
Лже-патриоты любят родину по-своему
Один из идеологов русских националистов А.Севастьянов пишет: «Каждому русскому националисту, а тем более русскому политику, следует усвоить одну азбучную истину. В России живут лишь следующие четыре категории населения: 1)русские, 2)желающие быть русскими, 3)дружески относящиеся к русским и 4)враги. В России для нас нет никаких «ста народов». Российская конкретика такова, что нам, русским, надо ни в коем случае не объединять, а разъединять российские народы». Вот спасибо за откровение. Это значит такие как господин Севастьянов будут стараться делать всё, чтобы межэтнического согласия не было, не было диалога равных. А была взаимная ненависть и взаимное отчуждение. Стоит ли говорить, что такой подход будет способствовать только расшатыванию основ стабильности страны. И никаких внешних врагов для того, чтобы расколоть страну даже искать не надо. Внутренние враги – они же лже-патриоты — всё сами сделают на радость Госдепу.
«Да! – словно на митинге восклицает автор – Россия при всей своей полиэтничности – мононациональная страна русского народа. Это положение соответствует историческому факту. Нет татарских русских, нет якутских русских, нет ханты-мансийских русских: есть просто русские». Трудно не согласиться с Севастьяновым. Есть «просто русские», но есть и просто татары, просто чуваши, чеченцы, вепсы, поморы, камчадалы и другие. Но боюсь, что здесь он имел совсем другое. В этой логике есть право не только на русский национализм, но и другой. Почему одним можно говорить о собственной исключительности и праве на особый статус, а другим нельзя? Есть ли полноценный ответ на этот риторический вопрос у севастьяновых и иже с ними?!
Тут ряд депутатов во главе с представителем ЛДПР Луговым предлагают ввести ответственность за «пропаганду идей сепаратизма», в том числе на просторах Интернета, СМИ, тиражировании соответствующих книг, пропагандирующих эти воззрения. Кстати, Севастьянов, призывающий создать русское национального государства, очень даже попадает под эти призывы к сепаратизму. Но лично у меня есть стойкое ощущение, что «сия участь» его благополучно минует.
Руслан Айсин, политолог