Царские власти, как и советские, держали Кавказ, что называется, на запоре. После окончания Кавказской войны приветствовалась эмиграция горцев в Турцию, а когда начиналась очередная война, империя с удовольствием призывала желающих повоевать «За царя, за Родину, за веру», давая возможность небольшой кучке горцев кровью заслужить шанс подняться по служебной лестнице в армии. А их потомство уже становилось полноправными верноподданными Белого царя.
Советская власть расширила эти возможности и уже не единицы, а тысячи горцев по различным программам подготовки национальных кадров смогли получить высшее образование. После учебы их, в основном, возвращали обратно в свои республики, чтобы нести прогресс в горные аулы. Уехать навсегда в Россию могли немногие — из-за института прописки, отсутствия связей, да и откровенного нежелания многих горцев менять свой устоявшийся архаичный быт на суету крупных городов и жизнь в чужой, и чуждой культуре.
И все же, некоторые, получив образование, понимали, что им ничего не светит в родных пенатах, где лучшие места заняты родственниками партийной номенклатуры, и разъезжались по всем уголкам шестой части суши.
Но до 1991 года они все же оставались каплей в море.
После развала СССР, когда пали последние административные барьеры, энергия Кавказа, копившаяся десятилетиями, вырвалась на просторы России. И началось настоящее освоение Россией Кавказом.
Для России это на самом деле очень позитивный сигнал, что такое количество представителей некогда враждебных ей наций, сегодня выбирают для себя постоянным местом жительства не собственные горные аулы или лагеря талибов в Пакистане, а Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, Тверь, Углич и сотни других городов и сел России. Это своего рода исход из архаики в современность самого проблемного региона страны.
Кавказцы — дети странных лет России
Но процесс этот очень болезненный и тяжелый для современного российского общества. Вместе с теми, кто приезжают, чтобы начать новую жизнь (очень далекую от домашней архаики), едут и не самые лучшие представители кавказских народов. Но эта пена — тоже обязательный продукт модернизации. Они приезжают в Россию, стремясь выйти из-под контроля своих архаичных обществ. Просто проблема в том, что сегодня они слишком заметны.
К сожалению, в России СМИ, мечущиеся в поисках горячих новостей, живут и процветают за счет неуемной энергии кавказской молодежи, в том числе и в совершении всякого рода правонарушений. Рядовые кавказцы, живущие обыденной нормальной жизнью, невидимы для общества, как воздух. Никто не пишет статью о талантливом студенте, о платящем налоги бизнесмене или поэте с Кавказа. Их в разы больше, чем гопников и бандитов, но они не танцуют лезгинку по ночам во дворе спального района и не хватают барышень за филейные части на улице. Что в них интересного?
Русских гопников и бандитов в разы больше, чем кавказских, хотя бы в силу несравнимости численности русских и кавказцев. Но русский болельщик, студент, мажор, убитый русским, — просто криминал, тогда как убитый кавказцем становится жертвой беспредела «хачей».
Кавказцы остаются в России чужими и поэтому их видно. Но невозможно, чтобы Кавказ интегрировался в остальную Россию частями своего общества. Это всегда винегрет. У двух братьев — докторов наук по физике может быть еще один брат, гопник или бандит.
Устанавливать фильтры на границе? Нет, не требуется. Просто вместо корпорации МВД, курирующей финансовые потоки, и собирающей дань со всего криминального мира, должна возникнуть цивилизованная правоохранительная система (не забыть бы и про независимую судебную власть). Чтобы любого нарушителя закона (в том числе и со славянским лицом) ждала неотвратимая расплата за содеянное, а не дружки на джипах, извиняющиеся за то, что слишком долго собирали за него «выкуп».
Тогда не придется арестовывать за вечер несколько сот граждан и устраивать спецоперации с привлечением тысяч полицейских, — вместо нормальных оперативно-розыскных мероприятий по поиску Одного преступника.
Кавказцы, за сотни лет привыкшие к беззаконию и продажности власти, лучше ориентируются в России, чем коренное население. И это не нравится никому. В том числе и самим кавказцам, которые хотят преуспеть в жизни, а не отнять кусок чужого масла на свой черный хлеб.