Пакет реформ из 28 пунктов решает ряд давно назревших вопросов, от снижения избирательного порога до возможности образования на курдском и других языках в частных школах. Он также снимает запрет на платок для женщин в государственных учреждениях – давно ожидаемый шаг.
Правительству еще многое предстоит сделать, и оно уже пообещало сделать это. Но демократизация – это также испытание для турецких оппозиционных партий, реагирующих на новый пакет реформ необоснованно максималистскими требованиями и занявших все отрицающую идеологическую позицию.
Протесты в парке Гези в июне этого года бросили тень на демократические завоевания Турции за последнее десятилетие, заставив некоторых поверить, что страна отходит от своей реформистской, прогрессивной повестки дня. На обвинения в авторитаризме Эрдоган ответил крупнейшим за последние годы набором мер демократизации. Эти новые меры расширяют гражданские свободы, увеличивают политическое участие и отвечают на законные претензии социальных групп.
Они также приближают Турцию к Копенгагенским критериям и законодательству ЕС. На самом деле, турецкий парламент принял уже более двух тысяч законов, соответствующих законодательству ЕС. И примет еще немало.
Новые меры важны, но это не панацея от всех проблем Турции. Тем не менее, они указывают путь к большей демократизации.
Предлагаемые изменения дают представление о масштабах новых реформ: снижение избирательного порога с нынешних 10 процентов до 5 при районной системе, или его отмена в случае избирания одного представителя от района; возможность вести обучение на других языках, кроме турецкого, в частных школах; отмена запрета на ношение платков для женщин в государственных учреждениях; возможность политических кампаний и пропаганды на разных языках и диалектах; введение более строгих наказаний за преступления на почве ненависти и дискриминации; защита различных жизненных укладов и систем верований; и расширение права на собрания и демонстрации, дающее право голоса организациям гражданского общества.
Больше религиозных и политических свобод
Реформы включают также возвращение старых названий деревень и городов, измененных после военного переворота 1980 года; отмену присяги для учащихся начальных школ; возврат земель монастыря Мор Габриэль сирийской христианской общине Турции; и создание института по изучению цыганской культуры.
В нарушение еще одного табу, имя Хаджи Бекташи Вели — духовного наставника, уважаемого турецкими мусульманами и ставшего одной из ключевых фигур алевитской традиции, будет присвоено государственному университету в Невшехире, где он похоронен. За этим последуют и другие шаги, отвечающие на требования алевитской общины Турции.
С точки зрения политического участия, реформы позволяют всем избирателям, независимо от официального места работы и должности, вступать в политические партии. Кроме того, небольшим политическим партиям больше не нужно будет иметь местные отделения в городах и районах, чтобы претендовать на получение государственной помощи. Все эти меры повысят политическое участие и обеспечат справедливое представительство в политике.
Эти вопросы на протяжении многих лет поднимали различные политические и гражданские организации. Таким образом, новые меры адресованы большой части общественности и направлены на повышение стандартов демократических прав и личных свобод для всех. Они также будут иметь важные последствия для написания новой конституции и решения курдского вопроса мирным путем.
Курдский вопрос с 1980-х годов остается самой болезненной и дорого обходящейся проблемой Турции. В противостоянии террористической Рабочей партии Курдистана более 40 тысяч человек потеряли жизни, миллиарды долларов были потрачены на борьбу с терроризмом. Сейчас появилась возможность решить этот вопрос мирным путем, и новые реформы, безусловно, будут содействовать этому процессу. Но это зависит от готовности РПК разоружаться, чтобы можно было проводить дальнейшие демократические реформы без ущерба для безопасности страны.
Реформы как испытание для оппозиции
Новая конституция, которая придет на смену основному закону 1982 года, написанному военными генералами после переворота 1980 года, уже почти два года не сходит с повестки дня турецкого парламента. Пакет мер демократизации, если он будет поддержан оппозиционными партиями, может придать новой конституции столь необходимый импульс.
Меры по демократизации – это испытание для турецких оппозиционных партий. Их реакция продемонстрирует, до какой степени они готовы к более широкой и глубокой демократизации страны. Ни максималистские требования, ни все отвергающая позиция не помогут движению Турции к развитой демократии.
Новые меры указывают путь к большей демократизации. Конечно, многое еще необходимо сделать, и многое будет сделано.
Ибрахим Калин, старший советник премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Английский вариант статьи опубликован на сайте aljazeera.com