Где-то идет война, демонстрации и протесты, периоды кризисов и спокойствия сменяют друг друга, а люди по всему миру все так же учат наизусть священную книгу, читают ее нараспев, и уже 14-й год приезжают продемонстрировать свое умение в Россию, в Москву. Послушать их собралось множество людей; москвичи, а главным образом гости столицы спрашивали под дождем лишний билетик.
Широкая публика, к сожалению, смогла увидеть только финальную часть Московского международного конкурса чтецов Корана. Насколько грандиозно это событие, стало понятно лишь когда оно завершилось, и на сцену один за другим начали подниматься все участники – из 30 с лишним стран мира.
Набитый до отказа Государственный центральный концертный зал «Россия» в Лужниках, явно не дотягивающего до своего громкого названия, встречал каждого гостя аплодисментами. Россию представлял чтец из Дагестана, появление которого сопровождалось бурными криками. Правда, узбеки перекричали россиян, еще громче приветствовав появившегося следом на сцене «своего» хафиза.
Но в финал оба они не вошли, как и самый молодой участник соревнования, чернокожий подросток из Финляндии. В зале сидело немало его сверстников, и даже зрителей помладше, хотя мероприятие было рассчитано явно не на детей. Что лишний раз говорит о том, как небогата наша жизнь запоминающимися мусульманскими событиями.
Однако некоторые из юных зрителей оказались «подкованы» не хуже взрослых – и вели себя гораздо приличнее. Сидевший позади меня мальчик, по виду ученик младших классов, в перерывах между чтецами со знанием дела обсуждал с отцом вполголоса особенности каждого выступления.
Коран и правила приличия
В финал вошли только хафизы из арабских стран – впрочем, это дело обычное. Но даже и им было непросто, услышав пару аятов, не только определить, из какой они суры, но и продолжить чтение с того же места. Не знаю, что чувствовали арабские гости, когда в разгар выступления зрители стали уходить из зала.
Сначала по одному, по два, потом целыми группами. Можно было подумать, что им настолько не нравится чтение, что, пренебрегая всеми нормами приличия, они устремились в фойе.
На самом деле, просто наступило время молитвы. Под взглядами изумленных гардеробщиц выходящие из зала бросали на пол куртки, стелили раздававшиеся бесплатно газеты, спеша присоединиться к рядам молящихся.
А в зале тем временем продолжалось чтение Корана. Порой знатоки священного писания сбивались, ошибались, их поправляло жюри, и они читали дальше.
Чтец из Египта возразил поправившим его судьям. В этой суре читается именно так, сказал он по-арабски, и весь зал его, казалось, понял без перевода. Он занял второе место.
А победителем стал совсем молодой хафиз Корана из Сирии по имени Ясин.
Когда дочитал последний финалист, на сцену поднялся почетный гость фестиваля, известный по записям миллионам мусульман Абу Бакр аш-Шатри. В живом исполнении голос его слегка дрожал, наверное от волнения.
— Помнишь, мы слушали его диск, – сказал отцу сидевший позади меня мальчик.
Все-таки это не совсем взрослое мероприятие.