«Во Франции существует узаконенное равенство девочек и мальчиков, а частная и общественная сферы разделены», — заявил министр образования страны Винсент Пиййон, комментируя инициативу своего министерства.
Новые правила призваны ужесточить контроль государства над тем, чтобы в общественных учебных заведениях строго соблюдались нормы светской республики, основанной на лаицистких принципах разделения государства и религии. Однако многие мусульмане уверены, что новый закон направлен в первую очередь против последователей ислама.
Косвенным подтверждением тому являются и слова министра Пиййона о том, что «теперь уже никто не сможет сказать, что из-за своих религиозных убеждений не пойдет на тот или иной урок или вид спорта». Ведь именно мусульманские дети чаще всего отказываются посещать занятия спортом в смешанных группах, в частности, уроки плавания, из-за своих религиозных убеждений. Да еще и ортодоксальные евреи. Но строго следующих предписаниям религии иудеев в стране немного, так что хотя представители иудейской общины, наряду с мусульманами и христианами, уже выразили свое возмущение новыми порядками, все же всем очевидно, что в первую очередь эти меры коснутся мусульман.
«Мы прекрасно понимаем, к чему идет дело», — сказал в интервью английской газете Telegraph президент Французского совета мусульман Далиль Бубакер. — 90% мусульман думают, что эти правила придуманы специально против них».
А христианские праздники?
И эти обвинения имеют под собой основания. Ведь во Французской республике, где официально религии не место в общественной жизни, и тем более, в государственных учебных заведениях, этой «заповеди» фундаментальных секуляристов следуют вовсе не всегда. Так, в стране победившего лаицизма существует до десятка (а в некоторых регионах и того больше) официальных религиозных – христианских! — праздников, которые к тому же являются государственными выходными. Так, отделенные от религии государственные служащие в стране отдыхают в День всех святых, в День святого Николауса, в Дни пришествия перед Рождеством и в Рождество, а также на день Святого Штефана, Сильвестра и День Трех святых.
Но не в Рамадан и не в Курбан -байрам, хотя в этой стране проживает свыше 5 миллионов мусульман, — больше, чем в каком либо другом европейском государстве.
Получается, что светскость Франции вполне можно обойти, когда речь идет о «титульной религии», но она недолимым шитом выставляется вперед, когда нужно ограничить в правах мусульман или последователей других, «некоренных» вероисповеданий?
Что на очереди?
Сторонники строгого разделения государства и религии, выступающие со все новыми инициативами, призванными ограничить влияние веры на общественную жизнь, аппелируют к тому, что государство должно быть нейтральным в вопросах совести. Но что значит нейтралитет? Является ли принуждение детей отказаться от той формы одежды, которую они хотят носить, проявлением нейтралитета? И можно ли говорить о демократии и правах человека там, где попирается одно из этих фундаментальных прав – право на свободу совести? Где в этой ситуации оказывается свобода выбора?
На земле существует много различных религий и верований. И их последователи во все времена хотели демонстрировать свою веру. И, кстати, имели на это право, до тех пор, пока эта демонстрация носит мирный характер и не нарушает законов той страны, где это происходит. Но так было раньше. Теперь в закон можно регулярно вносить поправки, и чем они абсурднее, тем охотнее утверждаются законодателями.
Так было в той же Франции с запретом на ношение религиозных символов в учебных заведениях. Так было с запретом на ношение никабов в общественных местах. Так произошло и сейчас, когда детям запретили упоминать в школах свою религию.
Остается лишь гадать, какая еще умная идея придет в голову скучающим стражам лаицизма, чтобы эффективнее лишить французов веры в Бога. Может, скоро они начнут требовать от детей перед входом в школу и вовсе отказываться от своей религии?
Майнат Абдулаева