Лавров и Керри обсудили «детали, процесс и повестку дня на ближайшее будущее, и согласились с общей целью достижения основ пути вперед. Вся делегация вновь соберется завтра утром», сообщил представитель главы российского МИД.
Но хотя цели у двух государств и общие, их позиции сильно различаются.
«Мы исходим из того, что решение этой задачи сделает ненужным любой удар по Сирийской Арабской Республике», — сказал Лавров, появившийся вместе с Керри перед журналистами.
«Президент Обама дал понять, что если дипломатия потерпит неудачу, может быть необходима сила для сдерживания и уменьшения возможностей Асада применить это оружие», — озвучил американскую позицию Керри.
«Только реальная угроза силы — и вмешательство на этой основе президента Путина и России – заставили режим Асада впервые признать, что у него вообще имеется химическое оружие и арсенал, и что он теперь готов отказаться от него», — цитирует госсекретаря США «Рейтер».
Керри заявил, что любое соглашение должно быть всеобъемлющим, поддающимся контролю, заслуживающим доверия, и осуществляться «своевременно» – «и, наконец, должны быть последствия, если оно не будет осуществлено». Тем не менее, мирное урегулирование, по словам Керри, «явно предпочтительнее» военных действий.
Средство против израильского ядерного оружия
Предложенный Россией план, как пишет газета «КоммерсантЪ», включает четыре этапа: Сирия присоединяется к всемирному договору о запрете химических вооружений, раскрывает места его производства и хранения, приглашает инспекторов, а затем вместе с этими инспекторами решает, как и кем ее запасы будут уничтожены.
Сирия уже приступила к выполнению этого плана: в четверг она подала в ООН официальную заявку о присоединении к международной Конвенции о химическом оружии.
«С юридической точки зрения, Сирия стала, начиная с сегодняшнего дня, действительным членом Конвенции». — заявил в Нью-Йорке сирийский посол в ООН Башар Джафари сразу после подачи документов.
«Химическое оружие в Сирии – это лишь сдерживающее средство против израильского ядерного арсенала», — добавил он, показав журналистам копию доклада ЦРУ о химическом оружии Израиля.
«А теперь для сирийского правительства настало время присоединиться к конвенции, чтобы продемонстрировать нашу готовность выступать против всех видов оружия массового уничтожения», — сказал Джафари.
Президент Сирии Башар Асад подчеркнул в телевизионном интервью, что его страна решила уступить контроль над своим химическим оружием в ответ на предложение России, а не под угрозой военного вмешательства США.