Нынешняя ярмарка не вызвала привычного ажиотажа — народу собралось немного. Странно было видеть такой праздник без привычных толкучек у стендов и длинных очередей. Без многолюдных презентаций – выступающих писателей практически было некому слушать.
Раньше люди приходили на ярмарку, чтобы найти редкое издание, приобрести книгу по сниженным ценам, встретиться с писателями. Но нынешнее мероприятие оказалось серым и тоскливым: открытий не случилось, и со встречами было не густо. Вместо любимых писателей (которые в дождливую погоду, видимо, решили остаться дома) площадку заняли клоны, и политические клоуны, которые накануне выборов тщательно искали свой несуществующий электорат.
А главное — цены на книги значительно выросли и резко обогнали магазинные. Например, роман Скотта Фицджеральда, выставленный на продажу якобы от издателя по цене 150 рублей, можно запросто приобрести в любом книжном – по 102 рубля.
А что об этом говорит Коран?
Если небольшая толпа народа и собиралась, то, в основном, у павильонов с религиозной литературой.
– Какой Коран лучше выбрать в подарок? – интересуется у продавца мужчина славянской наружности.
– А зачем вам в подарок Коран? – спрашиваю я.
– Девушка, это же такая вещь! Вы его когда-нибудь читали? А я перечитал несколько раз. И теперь хочу подарить другу. Это ведь история, обычаи и культура многих народов. Что может быть ценнее таких знаний?
Этот разговор проходил возле павильона с логотипом исламского издательства «UMMAH». На его прилавках — переводы Корана, религиозные наставления, древние легенды, восточные писания.
Вроде бы, ассортимент предназначен исключительно мусульманам. Однако, по словам руководителя «UMMAH» Асламбека Эжаева, этой литературой больше интересовались не мусульмане. «Люди подходили к нашему павильону со словами: нам вместе жить, мы же соседи и хотим взаимопонимания. И они пришли за тем пониманием, которое содержится в литературе. Ведь в информационном поле этого не найдешь. Разве в прессе пишут о мусульманской культуре? – говорит Асламбек. – Нет, их интересует лишь то, где взрывают и убивают».
Судя по этой выставке — ярмарке, уровень антиисламизма российского общества – явно преувеличен. Простым людям интересна другая культура.
И они ищут в ней доброе, светлое, настоящее. В отличие от некоторых бдительных товарищей, у которых несколько искаженные понятия об экстремизме. И эти вот товарищи запрещают ценные исламские философские книги.
Асламбек рассказал, к чему приводят такие подозрения. В первый день ярмарки к павильону подошел человек и начал ругаться, размахивать руками и требовать немедленной расправы над мусульманами . «Расстрелять их всех! — орал он. — Подорвать все мечети…»
«Кстати, я подошел с вопросом о проблемах исламской литературы к депутату Мосгордумы Владимиру Платонову. Он просто удивился, что исламских издательств немного осталось в России, и что существует проблема запрета большого количества наших книг. Сказал просто – пишите, разберемся. А есть ли смысл?», – спрашивает владелец издательства «UMMAH».
Есть. И ярмарка это подтвердила.