Одеть всех учеников страны под копирку не получится. Властям волей-неволей придется учитывать специфику отдельных российских регионов, особенно тех, чье население в большинстве своем исповедует ислам. Парламентарии, по указу президента России Владимира Путина принимавшие поправки в «Закон об образовании», это поняли, поэтому разрешили регионам самим принимать решения о стандартах школьной одежды. Однако директора и родители учеников по-прежнему видят эту проблему по-разному.
Мадина живет в дагестанском городе Буйнакск, где почти все школы перешли на единую школьную форму.
«Наша форма — это пиджак и юбка шотландского стиля, чуть ниже колена. Когда утверждали длину, она была короче, и многие родители начали возмущаться. В итоге, длину юбки немного «спустили», а некоторым девочкам, носящим хиджаб, разрешили ее еще больше удлинить», — рассказывает она.
«Такая школа нам не нужна»
Некоторые родители не хотят мириться ни с новыми школьными правилами, ни с уровнем образования в обычных учебных заведениях.
Так, мама одной из учениц махачкалинской исламской школы «Новое поколение», закрытой в апреле этого года, вовсе не собирается отдавать своих детей в государственные школы.
«Мой ребенок не научится там ничему хорошему. А таким предметам, как математика и русский язык, можно выучиться и дома. Аттестат нам не обязателен», — рассказывает женщина, не пожелавшая, чтобы ее имя упомянули в прессе.
«Многие мои знакомые считают так же, и не отдают своих детей в обычные школы. А те, что отдают, сталкиваются с проблемами из-за ношения платка. Я уверена, что с введением новой формы они только прибавятся», — говорит она.
Однако не все родители настроены так категорично. Две дочери махачкалинца Тимура Гаджиджараева также учились в школе «Новое поколение». После того, как в январе этого года исламскую школу власти закрыли, обвинив ее дирекцию в отсутствии лицензии, отец перевел их в государственную школу №36.
«Несмотря на введение формы, пока проблем нет. Моя старшая дочь учится в 11 классе. Нам помогает представитель Министерства образования. Просто есть некоторые школы, директора которых капризничают», — говорит Тимур.
И действительно, руководство некоторых дагестанских школ было категорически против ношения хиджаба школьницами еще до введения единой формы. В школах действовал негласный запрет на ношение платков, косынок, да и вообще любых женских головных уборов.
«Я училась в 9 классе, когда надела хиджаб, — рассказывает ученица 4-ой махачкалинской гимназии Магомедова Патимат. — Когда я впервые пришла в школу покрытая, разразился скандал, меня чуть не выгнали с уроков, потребовав снять платок. После этого к директору пошли моя мама и брат. Меня с тех пор больше не трогали, но остальным ученицам носить платок все же не разрешалось. Директор постоянно говорила о том, что у нас светская школа».
Абдулатипов — за компромисс
Но все же такие школы являются в Дагестане скорее исключением, чем правилом.
Еще в июле нынешнего года врио Дагестана Рамазан Абдулатипов высказался за разработку компромиссного варианта школьной формы, позволяющей ученицам носить легкий платок.
Духовное управление республики, в частности, имам центральной мечети Мухаммад-Расул Саадуев также активно участвует в защите прав мусульман на ношение платков в школах Дагестана, призывая всех верующих активно участвовать в этом процессе.
Изменится ли ситуация — покажет время. День знаний еще впереди.