Закрыть

Праздники и приметы

На плечах у египетских генералов погоны, а не головы

 

Перед лицом такой бойни, что мы видели на прошлых неделях, совершенно цинично звучит заявление временного египетского премьер-министр Хазима аль-Баблави о том, что египетские военные «действовали профессионально». Как и оправдывание египетскими СМИ этой резни как «борьбы с террористами». Это риторика старых времен — времен свергнутого диктатора Хосни Мубарака.

Но эта риторика делает слишком очевидным, чего Египту следует ожидать в ближайшем будущем: не демократии, но марша к новой военной диктатуре — к старой системе Мубарака в несколько измененном обличье. Речь идет не о религиозном конфликте, его здесь нет. Как нет и конфликта цивилизаций. В Египте происходит одно — борьба за политическую власть.

Египетская армия — это государство в государстве

Армия в государстве у Нила долгое время была и очевидно остается неким государством в государстве. Она практически независима от политических властей. Она сама принимает решения о размере и назначении собственного бюджета. Она владеет множеством фирм и кампаний, и является по сути огромной бизнес-империей. И генералы пекутся не о демократии, а всего лишь о безопасности собственной власти и тех благ, что она собой олицетворяет. А старые политические и экономические элиты страны поддерживают их в этом — в надежде на то, что «Братья-мусульмане» получат в этом противостоянии смертельный удар.

А в это время на Западе раздаются голоса, которые если и не поддерживают напрямую применение насилия в отношении сторонников Мурси, но, по крайней мере, выражают мнение, что оно было необходимо и неизбежно — в конце концов, оно же ведь направлено против исламистов, которых Запад в любом случае воспринимает как зло. Когда турецкий премьер-министр Эрдоган в Стамбуле разогнал протестующих на площади Таксим и в парке Гези, многие на Западе громко возмущались по этому поводу.

Но разве голоса тех, кто тогда осуждали Эрдогана, не должны были теперь звучать намного громче? Ведь свободу слова и право на протест мы должны требовать не только для тех, кто разделяет наши либерально-свободные мировоззрения. Они должны также применяться к тем, чьи ценности находятся в конфликте с нашими. В противном случае мы действуем двойными стандартами. Чтобы не забыть: Мухаммед Мурси и «Братья-мусульмане» победили на демократических выборах, — самых свободных, которые когда-либо проходили в Египте. И то, что они чувствуют себя обманутыми, вполне понятно.

Без «Братьев» не будет демократического процесса в Египте

Братья-мусульмане внесли свой вклад в хаос. Их политическое руководство потерпело поражение на всей линии. Тем не менее, в корне неправы те, кто пытаются демонизировать «Братьев-мусульман» как радикальных исламистов, которые хотят построить теократическое государство. Потому что действительность намного сложнее.

В этой организации существуют различные группы — как умеренные, так и радикальные. За последние 20 лет в среде «Братьев» происходили серьезные дебаты о демократии, — и о том, какой она могла бы выглядеть в исламской стране. Приверженность многих из них свободным выборам и демократии является реальной. Но военный переворот против Мурси и жестокие расправы над его последователями придадут силы тем в организации, которые выступают за более радикальный курс.

Для будущего Египта это не сулит ничего хорошего. Последние несколько недель показали, насколько расколотой является страна: «Братья -мусульмане» и исламисты с одной стороны, и их оппоненты — с другой. Оба лагеря относятся друг к другу с большим подозрением. Оба не в состоянии пойти навстречу друг другу. Обоим сторонам не хватает культуры компромисса. Военный переворот и насилие со стороны сил безопасности еще больше увеличили этот разрыв. В настоящее время все выглядит так, будто последний шанс для политического диалога уже упущен.

Но ясно одно: те, кто хотят достичь стабильности и демократии в Египте, должны включить «Братьев-мусульман» в политический процесс, потому что эта организация слишком большая и слишком сильная, чтобы ее могли так легко оттеснить. И те, кто исключает ее из политического процесса и бросает ее лидеров в тюрьмы, те провоцируют новое насилие в Египте.

Ян Кульманн, немецкий журналист, специалист по Ближнему Востоку. Немецкий вариант статьи опубликован на сайте qantara.de


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях