Я хотел бы выделить несколько пунктов относительно этой ситуации. Во-первых, напрочь лишено здравого смысла то, что миллионы людей ругаются из-за событий, которые происходили более тысячелетия назад, когда уже нет ни доказательств, ни свидетелей, а жертвы и преступники давно ожидают своей участи у Создателя.
В Священном Коране сказано: «Этот народ уже миновал. Они получают то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали.» (2:134).
Люди читают по-разному написанную историю и приходят к разным выводам, но это не должно обострять их взаимоотношения и приводить к кровопролитным войнам. Современные шииты — это не те шииты, которые были в Кербеле, а современные сунниты — не те сунниты, которые участвовали в Сиффинской битве. Сегодня принадлежность к суннитам или шиитам, как правило, определяется местом рождения. Например, если человек родился в Иране, то, скорее всего, он будет исповедовать ислам шиитского толка. Если же он родился в Египте или Саудовской Аравии, то, вероятно, он окажется суннитом.
В большинстве случаев это не имеет отношения к теологии или к вере вообще, это просто факт, обусловленный страной рождения. Принадлежность к тому или иному направлению может быть чрезвычайно важна для человека, но это никогда не должно быть оправданием для совершения убийств.
Во-вторых, и сунниты, и шииты свято чтят Коран, который запрещает причинять вред или убивать любого, кто свидетельствует, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммад – его раб и посланник. Таким образом, те, кто участвует в этом идеологическом помешательстве, прямо нарушают один из основных законов Ислама.
Видеть предмет спора в перспективе
Очевидно, что ни одна из групп не сотрет с лица земли другую, поэтому имеет смысл создать подходящую среду для мирного сосуществования, не обращая внимания на то, кто мог быть прав или неправ столетия назад. Стоит сконцентрироваться на объединяющих моментах – на признании святости и господства Корана, на том, что Мухаммад (мир ему) – последний из пророков, на общей моральной и этической основе нашей веры, на ответственности перед Творцом. Обсуждение религиозных различий стоит поручить теологам и ученым, а не людям, не имеющим должной квалификации.
Необходимо также рассматривать предмет спора в перспективе. Башар Асад убивает тысячи людей не потому, что он алевит, а потому, что он эгоцентричный диктатор, который готов хладнокровно истребить любое количество несогласных с его правом на авторитарное правление. Преследуя свои цели, он не гнушается подтасовкой фактов и подменой понятий. Саддам Хуссейн также был палачом, вершившим массовые казни с именем Всевышнего на флаге и прикрываясь Кораном.
Это типичный диктаторский стиль поведения: терроризировать народ и использовать религию для контроля за людьми, разделять их и властвовать над ними.
К сожалению, столь очевидные вещи далеко не для всех являются очевидными. Именно поэтому их нужно выносить на обсуждение, чтобы остановить не только ужасные события современности, но и искоренить предпосылки для появления новых очагов безумия.
Это обязанность каждого мусульманина, в особенности тех, которые находятся вдали от линии огня, и потому могут сохранять некую объективность, ведь им не надо опасаться за свою жизнь из-за несовпадения с чьим-то мнением.
Маер Хатут, США. Старший сотрудник «Мусульманского совета по связям с общественностью». Английский вариант статьи опубликован на сайте patheos.com