Напряженность в стране еще больше накалилась, а признаки гражданской войны стали более рельефными.
Эксперты выделяют две основные причины совершения этого злодеяния. Во-первых, Сиси пошел на это массовое убийство для устрашения мусульман – сторонников «братьев». А, во-вторых, совершил он преступление от нарастающего отчаяния. Прошел почти месяц, а незаконный военный режим по-прежнему не может стабилизировать ситуацию в стране. Даже в условиях Рамадана и очень жаркой погоды сотни тысяч ихванов по всей стране регулярно выходят на демонстрации и митинги в поддержку Мурси и против военной хунты, развивают тактику ненасильственного сопротивления, накапливают опыт форсированной политической мобилизации, готовятся к длительной борьбе…
В четверг Сиси предъявил ультиматум «Братьям» и лично призвал египтян выйти в пятницу на демонстрации в поддержку армии и совершенного военного переворота. Но и здесь его ждало разочарование: вместо миллионов сочувствующих преступникам в военной форме на улицы вышли несколько десятков тысяч, причем в основном копты.
При этом складывается такое впечатление, что даже в египетских вооруженных силах американо-израильский ставленник Сиси отнюдь не пользуется значительной поддержкой. Вот примечательный факт. ВС Египта – это, прежде всего, три, достаточно самостоятельные в оперативном плане, армии. По определению командующие этими армиями очень влиятельны в офицерском корпусе. Так вот, после 3 июля ни один их этих командующих ни разу не появился ни на одном публичном мероприятии вместе с генералом Сиси.
Вместе с тем, возрастает подпитка военной хунты со стороны Запада. Форейторы «прав человека» в Вашингтоне и европейских столицах фактически проигнорировали массовые убийства мусульман в Каире. Более того, усиливается фактическая информационная и пропагандистская поддержка преступного военного режима. Например, западные СМИ совместно с египетскими пропагандистскими источниками, которые контролируются группой Сиси, прямо фальсифицируют и приуменьшают цифры убитых в субботу мусульман.
Причины охлаждения Вашингтона к «ихванам»
С чем связано резкое охлаждение «Вашингтонского обкома партии» по отношению к «братьям-мусульманам»?
Поддержав в 2011 году приход к власти ихванов в Египте, вашингтонские стратеги преследовали две ключевые цели. Во-первых, «наиграть» себе мощного регионального союзника в лице братьев – самой влиятельной в Исламском мире мусульманской организации. Во-вторых, сформировать из «братьев» и близких к ним умеренно фундаменталистских движений и организаций влиятельный альянс, способный противостоять антизападной радикализации глобального исламского тренда. Но этого не получилось. «Братья-мусульмане», трансформируясь из социальной во влиятельную региональную политическую силу, сами начали дрейфовать в антизападном направлении.
Провал «политики сближения США с Исламским миром» в условиях роста в мире глобальной стратегической неопределенности привел к тому, что Запад столкнулся с новой мозаикой угроз в этом регионе.
Во-первых, американской элите не удалось ни остановить, ни приручить глобальный исламский революционный тренд. Более того, 2013 год уже дал существенный толчок усилению и расширению этого тренда, который, вопреки Вашингтону, начал еще больше радикализироваться.
Во-вторых, нынешний удар по ихванам в Египте, который прямо организовал Вашингтон, на самом деле не стратегическое поражение политического ислама в современном мире, а всего лишь тактическое отступление. Более того, в долгосрочной перспективе ихваны даже способны выиграть от своего нынешнего насильственного отторжения от власти. Углубление системного кризиса в этой стране уже не остановить обычными мерами, но ответственность, в любом случае, будет лежать на местных генералах и либералах.
Наверняка, «Братья» еще вернутся к власти в Египте, но это будет уже другая, антизападная, по настоящему революционная политическая организация, с четко выработанной стратегией, с подготовленными для ее реализации кадрами.
В-третьих, сирийский силовой конфликт, в обострении которого Запад сыграл решающую роль, постепенно превращается в общерегиональный. Это уже наглядно проявляется в Ливане, Турции, Иордании и Ираке. Начались столкновения на северо-востоке Сирии между местными курдами и экстремистами из «Аль-Каиды». Продолжается военная конфронтация между салафитскими экстремистами и бойцами Свободной сирийской армии. Во-многом, пока локальные, успехи армии Асада определяются тем, что, под влиянием Вашингтона, финансирование крайних салафитов со стороны Саудовской Аравии и Катара начало сокращаться.
Тем не менее, ожидать, что даже в ближайшие годы ситуация в Сирии нормализируется было бы слишком наивно. Силовая конфронтация, в той или иной форме, будет продолжаться в течение обозримого будущего, и люди будут продолжать гибнуть. Кроме того, гражданская война в Сирии перешла в ту стадию, когда одним из видов ее метастаз могут стать совершенно новые виды терроризма.
За что боролись, на то и напоролись
Вашингтон и Лондон в последние годы активно использовали различные технологии организации оружия для разжигания суннитско-шиитских противоречий в регионе. В результате они столкнулись с тем, что сейчас активно нарастает и суннитский экстремизм, и шиитский радикализм. Как говорится, «за что боролись, на то и напоролись»: Западу нужно сейчас готовиться к конфронтации и с салафитскими, и с шиитскими радикалами.
Ускоряется процесс постепенного формирования независимого курдского государства. В настоящее время курдский регион на севере Ирака фактически уже приобрел все черты независимого государства, хотя формально продолжает находиться в рамках общего иракского государства. Гражданская война в Сирии резко усилила процесс национального самоопределения сирийских курдов. И чем дольше будет продолжаться сирийский конфликт, тем больше шансов появления в Сирии некоего аналога иракского Курдистана. Если же процесс предоставления реальной автономии турецким курдам продолжится, как обещал Эрдоган, то реальное сближение, сначала экономическое, а затем и политическое турецких, иракских и сирийских курдов станет неотвратимым.
При благоприятном стечении ряда внешних и внутренних факторов независимое курдское государство может появиться уже в ближайшие пять-семь лет. И тогда революционные изменения в региональном балансе сил на Большом Ближнем Востоке станут неотвратимыми.
Однако в настоящее время наибольшей угрозой для жизненно важных интересов Запада становится нарастающий в регионе системный хаос. Причем, как показывают последние события в Египте, хаос не искусственно направляемый, а реальный, неконтролируемый.
Между прочим, провал очередного варианта американской стратегии на Большом Ближнем Востоке означает, что достигнутое совсем недавно в глубинах американской элиты перемирие приказало долго жить. Фактический отказ от ближневосточной доктрины Обамы означает и серьезное ослабление позиций самого американского президента в высшем американском истеблишменте. В этой связи следует ожидать начала тотального политического наступления на Барака Обаму и его группу, роста влияния еврейского капитала и сионистского лобби в Вашингтоне, появления на американской политической сцене нескольких харизматических, крайне правых и агрессивных политиков, выступающих с «позиции силы», в том числе и в отношении России.
…За массовые убийства людей Сиси еще ответит по закону. Но этот «разведчик» в очередной раз провалился. Несмотря на убийства, аресты и пытки, сторонники «братьев» продолжают борьбу за справедливость и законность.
Шамиль Султанов, Руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»