С тех пор появились дальнейшие доказательства, что переговоры в Газе были лишь очередной бесплодной попыткой вдохнуть единство в отношения между этими политическими фракциями, которые, прежде всего, никогда не были едины, и не отвечают минимальным требованиям общей политической платформы, не говоря уже об общем видении.
Делалось множество попыток привязать раскол между ФАТХ и ХАМАС к какому-то конкретному моменту времени. Некоторые аналитики указывали на парламентские выборы в январе 2006 года, на которых ХАМАС победил большинством голосов; на решение президента Палестинской администрации (ПА) Махмуда Аббаса о роспуске последнего правительства национального единства 14 июня 2007 года или на вытеснение ФАТХ из Газы после краткой, но кровопролитной борьбы вскоре после этого.
Однако все это не способно вразумительно объяснить первопричину нынешнего раскола. Палестинцы в секторе Газа, в частности, помнят совершенно другую историю, восходящую за много лет до последних неудачных переговоров, гражданской войны и даже соглашений в Осло.
Когда акции ФАТХ падают, ставки ХАМАС растут
Важно отметить, что ХАМАС был создан в 1987 году, чтобы бросить вызов светскому характеру Организации освобождения Палестины (ООП). Его основатели, отчасти, хотели предложить альтернативу безраздельному владычеству ФАТХ в палестинской политике. Эта альтернатива получила огромную поддержку после того, как ФАТХ не только оказалась неспособной добиться прав палестинцев, но и беззастенчиво обменяла их на воображаемые политические льготы, международную помощь – переведенную в личные блага — и тому подобное.
Главная проблема заключается в том, что само зарождение движения ХАМАС основывалось на постоянном контрасте с ФАТХ и ее идеологией — воспринимаемой как «ильмания», то есть секуляризм. Его успехи почти всегда сочетались с недостатками ФАТХ. Оно впечатлило простых палестинцев вооруженным сопротивлением в то время, когда руководство ФАТХ отреклось от вооруженной борьбы, бывшей в какой-то момент краеугольным камнем ее манифеста.
Иными словами, всякий раз, когда акции ФАТХ падали, ставки ХАМАС росли. И всякий раз, когда лидеры ФАТХ шли на безусловный «компромисс» с Израилем под американским давлением, рейтинг ХАМАС взлетал до небес.
В мае прошлого года обе фракции согласились не позже чем за три месяца сформировать правительство национального единства и подготовиться к выборам. Однако они сами всячески противостояли этим усилиям, поскольку обе стороны использовали все те же поляризующие выражения, ругая друг друга с полной безнаказанностью, арестовывая членов друг друга, и так далее. Кроме того, обе фракции проводили все ту же политическую линию, противоречащую многим обещаниям, сделанным после подписания договора о примирении более двух лет назад, и всем прошедшим с тех пор встречам, заявлениям и пресс-конференциям.
Очередной притворный «мирный процесс»
С тех пор Аббас успел также сформировать недолговечное правительство – настолько мимолетное, что будущие историки, вероятно, опустят эту лишенную всяких событий неделю или около того, когда будут описывать скучное прошлое ПА. Кроме того, лидер Палестинской администрации от партии ФАТХ охотно вступает в очередной притворный «мирный процесс», на этот раз под эгидой госсекретаря США Джона Керри.
Американский дипломат не сообщает особых подробностей о характере своего нового раунда челночной дипломатии, начавшегося 28 июня. Но это была его пятая поездка в регион, и нынешние усилия сравнивают с челночной дипломатией Генри Киссинджера в 1970-х. История учит нас, что ничего хорошего ожидать от всего этого не приходится, но Аббас подыгрывает Керри, к ужасу ХАМАС.
«Мы просим братьев в Палестинской автономии и Абу Мазена (Аббаса) не попадать снова в ловушку переговоров», — взывал премьер-министр Исмаил Хания после пятничной проповеди в Газе. Прежде чем говорить с Израилем, Аббас должен «выстроить палестинскую стратегию, основанную на восстановлении единства и окончании разделения», настаивал Хания.
При этом ХАМАС не слишком пытается смягчить свою риторику, и не прилагает особых усилий для достижения этого желанного «единства». Исламское движение политически развивается в своем собственном направлении, поставив самосохранение во главу своей повестки дня, и почти полностью независим от остальных палестинских фракций. Оно формулирует политическую программу, которая основывается на принципиально эксклюзивных приоритетах: использование текущего политического переустройства на Ближнем Востоке, получение финансовой и политической поддержки от богатых стран Персидского залива, и формирование собственных политических альянсов — от Дохи до Стамбула.
В таком подходе не было бы ничего предосудительного, если бы не тот факт, что развивается ХАМАС в направлении, которое, пожалуй, полезно для него как движения, но вряд ли на пользу палестинскому национальному проекту, масштабы которого превосходят политическую географию, идеологию, или религию.
Необходимость всенародного обсуждения
Переговоры о единстве между двумя фракциями, привыкшими ставить свои интересы выше коллективных интересов нации, не будут успешными, даже если кажется, что удалось добиться какого-то успеха. ФАТХ исторически была доминирующей фракцией, и с годами это переросло в традицию, приемлющую только господство над всеми остальными. ХАМАС был создан для противодействия этой традиции ФАТХ, и чтобы предложить столь же отвергающую все иное интерпретацию.
Их проблема слишком сложна, чтобы ее можно было распутать с помощью простой терминологии и преодолеть с принятием желаемого за действительное.
Эта проблема прежде всего палестинская, и может быть решена только с использованием национальных платформ, которые обращаются к личности — свободные от фракционности, и к коллективу — свободные от ограничивающего символизма и поляризующих рассуждений.
Необходимо скорее начать всенародное обсуждение, чтобы обратиться к палестинскому национальному самосознанию и по-настоящему объединить палестинцев вокруг общих целей. Это нужно было делать уже много лет назад, вместо того чтобы углублять раскол и проводить отвечающую лишь собственным интересам политику.
Рамзи Баруд, редактор Palestine Chronicle. Полный текст статьи опубликован на сайте OnIslam.net