Закрыть

Колонки

Самая-самая

 

Действительно, масштабные студенческие летние соревнования в 2013 году, торжественная церемония закрытия которых состоится в столице Татарстана 17 июля, стали «самыми-самыми» за всю их достаточно долгую историю. Такое впечатление, что устроители решили поставить сразу несколько рекордов по размаху Игр, заранее объявленных «генеральной репетицией» Олимпиады в Сочи. Перечисление может занять дюжину абзацев, а то и страниц. Ограничимся лишь некоторыми наиболее красноречивыми и принципиальными позициями.

Идем на рекорд

Самая дорогая Универсиада. В развитие инфраструктуры и объектов сервиса Казани было вложено порядка 230 млрд рублей, в том числе 67 млрд. рублей из федерального бюджета, 81 млрд. рублей из республиканского бюджета (здесь 62 млрд рублей — бюджетных кредитов), а также 80 млрд. рублей — средства инвесторов. Для примера летняя Универсиада, прошедшая два года назад в китайском Шэньчжэне, обошлась Поднебесной всего-то в 1 млрд. долларов, что соответствует порядка 32 млрд. рублей. И это в Китае, где все делают с размахом, не жалея средств, коих в этой азиатской державе больше наших будет.

Самое большое количество стран-участников и спортсменов. Из 162 государств прибыло около 11000 тысяч спортсменов. На московскую Олимпиаду 80 года съехалось всего-то около 4000 тысяч атлетов.

Самое большое количество разыгрываемых медальных комплектов — 351. Для сравнения, на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году атлеты разыграли 302 комплекта в 26 видах.

И так  далее, и так далее.

От Казани до Сочи

Руководство страны, прежде всего, рассматривает Универсиаду в Казани, как имиджевый проект. Она должна продемонстрировать готовность России к проведению зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Универсиада стала той площадкой, где обкатываются все  организационные нюансы, которые будут иметь решающее значение при проведении масштабных игр на всероссийском курорте.

На фоне того, что происходит со стройкой века в олимпийском Сочи, где не утихают коррупционные скандалы и дела, связанные с многомиллиардными хищениями, Казань — это тихая гавань. Как сказал один федеральный чиновник, перерасходование бюджетных средств при подготовке к Универсиаде, конечно, были, но они ничтожны по сравнению с сочинскими.

Не секрет, что Олимпиада-2014 — это личный проект Владимира Путина. Поэтому успешное проведение мероприятия вопрос его имиджа и состоятельности.

Зимняя Олимпиада в субтропиках — уже само по себе вызывает массу вопросов. С самого начала было очевидно, что для создания полноценной инфраструктуры на летнем курорте понадобятся не просто огромные средства, а гигантские. На сегодня Сочи — бездонная бочка, куда вливаются сотни миллиардов бюджетных средств, что все равно не гарантирует организации Олимпиады на должном уровне. Но Путин не может себе позволить опростоволоситься перед всем миром.

Универсиада как окно в мир

Для Татарстана Универсиада стала большим экзаменом на прочность и состоятельность. Желание быть лучшими и сделать лучше всех могло сыграть злую шутку. Благо, что не вышло, как в той известной поговорке: бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе. Чего не скажешь об организаторах игр в Сочи.

Конечно, прежде всего, Универсиада помогла развить инфраструктуру Казани. За время подготовки к студенческим играм построено свыше десятка дорожных развязок, 23 автодороги, 3 станции метро, возведен новый железнодорожный транзитно-пересадочный вокзал, произведена модернизация аэропорта, сданы в эксплуатацию 29 спортивных объекта.

Путин заявил, что Казань стала по настоящему европейским городом. В плане инфраструктуры так оно и есть, но вот до культурного уровня нам еще расти и расти.

Собственно говоря, имиджевые дивиденды, помимо прочих материально-осязаемых, получила вся Республика Татарстан и не сколько не преувеличивая — весь татарский народ. Но когда еще мир мог услышать столько много о Татарстане, татарской культуре, его самобытности, истории. Универсиада предоставила уникальную возможность заявить Татарстану о себе, своих достижениях в различных отраслях жизнедеятельности. Республика еще раз продемонстрировала свое умение решать самые масштабные задачи, которые под силу не всем государствам.

Кто сильнее, тот и прав

Вместе с тем, подготовка к Универсиаде выявила ряд хронических болезней, которыми поражена наша страна. Еще с советских времен повелось, а корнями эта традиция уходит еще глубже, что интересы граждан — ничто по сравнению с бюрократическими задачами. Если уж государство решило что-то организовать, то оно будет делать это по-медвежьи, грубо и топорно, не считаясь ни с чем.

Надо снести жилой дом, стоящий на пути прокладки очередной автодороги, — снесут, невзирая на закон и трагедию отдельной семьи. С интересами граждан, не просто одного человека, у нас до сих пор никто не считается. Говорят: государственная целесообразность, надо и все!

На мой взгляд, государство у нас персонифицируется в номенклатурной элите и приближенной к ней обслуге, остальные небрежно отнесены к категории «народ». Это в понимании бюрократов, что-то аморфно-вязкое, которое должно всегда и во всем подчиняться им. Те, кто из этой массы имеет наглость противиться и выражать несогласие, — объявляются преступниками, «врагами народа», подстрекателями и экстремистами. А сильнейший, как известно,всегда прав.

Хорошо на бумаге да забыли про овраги

Вопросы, связанные с, так называемой, безопасностью, вообще вызвали бурю возмущений у местного сообщества. Как полагается в преддверии Универсиады началась охота на ведьм, поиск пресловутых террористов-экстремистов. Со всеми, кто мало-мальски занимается политической деятельностью или является гражданским активистом, были проведены профилактические беседы. По квартирам казанцев ходили сотрудники полиции, которые переписывали проживающих в квартире людей и внимание! — домашних питомцев. Для чего, так и осталось загадкой.

Естественно, под категорию особо опасных граждан попали практикующие мусульмане. К ним было самое пристальное внимание органов правопорядка и сил безопасности. Еще за месяц до начала игр в Казань прибыло несколько тысяч сотрудников полиции. Они-то тут и развернули настоящую охоту на исламских активистов.

Не зная специфики региона, хмурые полицаи видели в каждом бородатом мужчине, девушке в хиджабе потенциальных террористов. Их бесцеремонно останавливали, хамили, оскорбляли, грозились арестом. Не уж-то с этими прикомандированными сотрудниками не была проведена разъяснительная работа и им не объясняли, что Татарстан — мусульманский регион и говорить здесь могут на непонятном для них татарском языке?

Так, одного интеллигентного парня остановил патруль ППС. Провели досмотр личных вещей и обнаружили книгу на татарском языке — сборник рассказов. Проверяющий без тени смущения заявил, что найденное может быть экстремистской литературой, о чем доложил вышестоящему руководству. После выяснения обстоятельств парня отпустили, но извинений, конечно, никто не принес.

Инспектора ДПС, мобилизованные сотрудниками ГИБДД из нескольких регионов Поволжья и Центральной России, несут свою вахту на более чем 500 постах. При малейшем дефекте кузова  у остановленной машины, будь-то помятое крыло или трещина на лобовом стекле, отправляют на штрафстоянку до конца Универсиады.

Сотрудники и не скрывают, что получено указание отправить как можно больше автотранспортных средств на прикол, чтобы не мешали проведению праздника. Естественное возмущение водителей уже много раз натыкалось на равнодушный ответ инспекторов: мы выполняем приказ, не нравится — оспаривайте решение в судебном порядке.

Безобразных примеров можно привести не мало. К сожалению, от таких бестактных и противоправных действий портится общая картина и атмосфера спортивного праздника. Мы научились строить красивые, поражающие воображение фасады, а вот, что скрыто за ними, — не важно.

Руслан Айсин, политолог


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях