За истекший период свергнутый президент Мухаммад Мурси нанес официальные визиты в более десяти стран. Первым пунктом в его маршруте стала Саудовская Аравия. Кроме того, он побывал в Китае, России, Бразилии, Индии, Бельгии, Эфиопии, Турции, Соединенных Штатах, Германии, Италии, и совершил поездку в Иран, которую некоторые эксперты назвали исторической.
Целью визитов во внушительный список столиц стран была экономика. Президент пытался наладить новые связи и привлечь инвестиции. Кое-что у него за столь непродолжительное время, отягощенное внутренними политическими проблемами, получилось.
Галопом по миру
Двухдневный визит в августе 2012 года в Китай завершился плодотворно, став первой поездкой Мурси за пределы Ближнего Востока с момента вступления в должность. Египетский лидер подписал с китайским руководителем Ху Цзиньтао восемь двусторонних соглашений о сотрудничестве в области экономики, сельского хозяйства, торговли, туризма, телекоммуникаций и экологии. Выступая на бизнес-форуме, Мухаммад Мурси заявил, что власти Египта приветствуют вложения китайских предприятий в экономику страны и намерены создать для этого благоприятную инвестиционную среду, перенимая также передовой опыт реформ и открытости.
После этого президент Египта посетил Бразилию. Он встретился со своей коллегой Дилмой Русеф. В рамках визита в южноамериканскую страну Мурси также имел обстоятельную беседу с бразильскими бизнесменами, которые проявляют интерес к египетским транспортной и энергетической системам.
Египет является самым крупным партнером Бразилии на африканском континенте. Торговый оборот между двумя странами в 2012 году составил 3 миллиарда долларов. В ходе визита Египет был отмечен властями южноамериканского государства как привлекательное для вложений место, и приветствовалась идея его вступления в БРИКС.
По итогам посещения Мурси Бразилии одна из крупнейших компаний страны «Camargo Correa Group» инвестировала в Египет почти 2 млрд. фунтов.
Побывал Мурси и в России. 19 апреля 2013 г. в Сочи Владимир Путин и египетский глава в ходе переговоров договорились наращивать и диверсифицировать взаимодействие двух стран в торгово-экономической области.
Как отметил Путин, сотрудничество России и Египта в торгово-экономической области продолжает укрепляться даже «на фоне сложных процессов в регионе». За 2011–2012 годы, сообщил он, взаимный товарооборот двух стран увеличился на 70%.
Путин отметил, что крупные российские компании успешно работают в Египте. «Силовые машины» реализуют проект технического перевооружения и обновления Асуанской ГЭС, «Лукойл» участвует в освоении нефтегазовых месторождений, работают «Газпром» и другие компании, в том числе строительные», — напомнил он. В целях дальнейшего развития экономического сотрудничества стороны условились также возобновить деятельность межправительственной комиссии.
Мурси, со своей стороны, отметил, что «Россия является очень важной страной для нас», т.к. она «традиционный и испытанный экономический партнер Египта». Более того, переходя от экономики к политике, египетский лидер заметил, что «восстановившаяся после кризиса девяностых Россия может вновь стать нашим стратегическим партнером, и всего арабского мира, в противовес чрезмерному влиянию в регионе американцев».
В ходе переговоров Мурси предлагал увеличить закупки зерна, еще больше открыть рынки газа для российских компаний и сделать все возможное для того, чтобы они приняли участие в модернизации десятков различных заводов, построенных еще СССР, в том числе — крупнейшего в стране Хелуанского металлургического комбината.
Долги тяжкие
Одной из важнейших задач, которые решал Мурси в ходе своих визитов, было получение кредитов. Хотя это и не стоит преувеличивать. Президент не стремился выбить деньги во что бы то ни стало, понимая, что долги даются под определенные политические условия.
Мурси очень рассчитывал на иностранную помощь и вел переговоры по кредитам на общую сумму в 30 миллиардов долларов, в том числе около 10 миллиардов от ЕС и США, более четырех миллиардов от МВФ и двух миллиардов от России. От Пекина Египет получил несколько сот милиионов долларов безвоздмезно или на льготных условиях. На сегодня большинство переговоров по кредитам прерваны из-за беспорядков.
Переговоры с МВФ об условиях предоставления Египту помощи на 4,8 миллиарда долларов для покрытия дефицита бюджета шли очень тяжело. В результате правительство Египта все же было вынуждено осуществить масштабные непопулярные реформы, такие как сокращение государственных субсидий и повышение налогов с физических лиц. Эти меры лишили «Братьев-мусульман» симпатий значительной части бедных слоев египетского населения.
ЕБРИКС, где «Е» будет обозначать Египет
Интересной стратегической инициативой Мурси в сфере геоэкономики было предложение принять Египет в БРИКС – блок новых крупных растущих экономик незападного мира (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). «Я надеюсь, что однажды БРИКС превратится в ЕБРИКС, где «Е» будет обозначать Египет», – сказал Мурси, находясь с официальным визитом в Дели. Президент также приветствовал идею создания банка БРИКС, который «поддерживал бы страны» группы и «играл роль МВФ, Всемирного банка и других подобных организаций».
Кроме того, из заявлений президент Египта следует, что он рассчитывает на то, что Китай сыграет значительную роль в развитии тяжелой промышленности его страны, а Индия поучаствует в планах Каира по развитию в сферах информационных технологий, малого и среднего бизнеса, а также оборонной промышленности.
Катарский газ в Европу через Египет встревожил очень многих
Но самый амбициозный и перспективный проект, за который взялся Мурси, — это налаживание газового коридора в Европу через Суэцкий канал. Возможно, именно он отчасти стоил президенту кресла. У идеи, которая могла стать локомотивом египетской экономики, и, соответственно, лишила бы их конкурентов, оказалось слишком много противников, включая страны Залива и Россию.
Проект получил широкую огласку после посещения уже бывшим премьер-министром Египта Хишамом Кандилем Дохи. Хотя говорить о нем начали еще даже до избрания кандидата от «Братьев».
Пошли слухи, что последние хотят то ли продать, то ли сдать Суэц Катару в аренду. Это, конечно, преувеличение. Мурси всегда подчеркивал, что канал был, есть и всегда будет исключительной собственностью народа АРЕ. Идея оказалась столь громкой, так как при ее реализации Европа могла в огромной части переключиться с сегодняшних поставщиков на Доху и Каир. А речь идет о миллиардах и миллиардах долларов.
На совместной пресс-конференции Кандиля с премьер-министром Катара шейхом Хамадом ат-Тани последний рассказал об официальной позиции эмирата в отношении возможности аренды Суэцкого канала. «Катар будет участвовать, наряду с другими государствами и компаниями, в аукционе или тендере по Суэцкому каналу, когда таковой будет объявлен», — сказал он.
Шейх даже пошутил, заметив, что китайцы получают много земель в Египте и участвуют в различных проектах. Поэтому если будет объявлен тендер на Суэцкий канал, сообщил Ат-Тани, Катар не будет просить китайцев участвовать. Он также добавил, что помощь Дохи и ее проекты в Египте помогают поднять двусторонние отношения на новый, более высокий уровень.
Кандиль в ходе визита рассказал, что несмотря на «давящую» экономическую ситуацию его правительство работает для открытия новых рынков, в особенности, в области туризма и инвестиций, а также над совместным с Суданом проектом создания наземной инфраструктуры. Кандиль подчеркнул, что целью правительства в Каире является «получить максимум арабских инвестиций».
Наиболее активно на этом направлении действует Катар, до последнего времени являвшийся главным зарубежным спонсором египетских властей. Он предоставил им более 5 млрд долларов помощи, из которых 3 миллиарда были безвоздмездно вложены в египетские облигации. Кроме того, катарский эмир заявлял о намерении инвестировать в течение пяти лет еще 18 млрд долларов в сферу туризма, газо- и нефтедобычи, строительства, а также переработки углеводородов Египта.
Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты также пытаются получить контроль над ключевыми сферами египетской экономики, включая нефтегазовую отрасль, туризм и Суэцкий канал. Конкуренция нешуточная.
О перспективах налаживания газового коридора в Европу через Суэц после свержения Мурси пока говорить не приходиться. Не исключено, что проект будет заморожен.
Армия сказала: не надо
Критики Мурси обычно пишут, что все его достижения и усилия в социально-экономической сфере ограничиваются введением штрафов для тех, кто торгует контрабандным топливом, работой по информированию населения о необходимости рациональной утилизации мусора, повышением цен на муку, устранением пробок на дорогах и введением системы поощрений для полицейских за хорошую службу.
Очевидно, что это передергивание. У президента его команды не было четко разработанной программы экономического возрождения, но определенная стратегия вполне просматривается. «Я не склонен в неудаче экономической реформы полностью возлагать вину на Мурси. Немедленных преобразований желали разные слои в Египте, но вряд ли это было практически осуществимо. Сама политическая ситуация в стране отнюдь не способствовала нормальному ходу реформ. Скорее это беда, а не вина Мурси», — отмечает в этой связи известный российский исламовед Алексей Малашенко.
Мурси и некоторые члены руководства правящей Партии свободы и справедливости на встречах с инвесторами обращались к ним с призывом оказать содействие развитию в стране свободной рыночной экономики, базирующейся на социальных принципах Ислама. Они говорили, что их приоритет – инвестиции, конкуренция, борьба с коррупцией и ликвидация безработицы. На этих встречах представители египетской власти утверждали, что будут ориентироваться на турецкую экономическую модель, делая акцент на поощрение обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и экспорта.
Кабинет Мурси сделал ряд шагов в развитии исламского банкинга и халяльного туризма. Были планы по созданию в Египте совместного с Турцией крупного логистического центра для продвижения на африканские рынки, а также различных совместных производств, разработки крупных газовых месторождений в восточном средиземноморье и проч.
«Братья» хотели открыть каналы для развития и роста среднего и малого бизнеса, в том числе того, которым владеют сотни тысяч членов их организации. На этот религиозный средний класс они и собирались впоследствии опереться. Это получилось в Турции в 2000-е. Там Реджеп Эрдоган либерализовал экономику и обеспечил возможности для скачка представителям турецкой глубинки, содействуя им в борьбе с армией, чиновничеством и олигархией крупных мегаполисов.
Огромная финансовая империя, именуемая египетскими вооруженными силами, которая контролирует, по разным оценкам, от 15 до 40 процентов экономики страны, естественно, в этом нисколько не заинтересована. У нее свои планы и видение того, как должна развиваться экономика. И они свое слово сказали.
Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист