Главный апологет движения — монах по имени Вирату — был заключен правившей прежде военной хунтой в тюрьму за насилие в отношении мусульман, и как-то назвал себя «бирманским бин Ладеном».
Вирату призывает буддистов бойкотировать мусульманские магазины и избегать межконфессиональных браков. Мечети он называет «вражескими базами».
Среди его поклонников — министр Мьянмы по делам религий Санн Синт.
«Проповеди Вирату – о распространении любви и понимания между религиями, — заявил министр «Рейтер» в своем первом интервью международным СМИ. – Не может быть, чтобы он разжигал религиозное насилие».
Санн Синн. бывший генерал-лейтенант бирманской армии, не видит также ничего плохого в бойкоте мусульманских магазинов и предприятий, за который ратуют монахи из 969.
«Мы сейчас практикуем рыночную экономику, — сказал он. — Никто не может это остановить. Это зависит только от потребителей».
Благосклонно смотрит на 969 и президент Тейн Сейн. В ответ на рост внимания к радикальному движению его офис выступил в прошлое воскресенье с заявлением, в котором говорится, что 969 – «это просто символ мира», а Вирату – «сын господа Будды».
Между тем Вирату и другие монахи имеют непосредственное отношение к распространению насилия на религиозной почве по всей Мьянме. Антимусульманские настроения тлели при военной хунте, которая почти полвека правила страной, известной прежде как Бирма. Но самое кровопролитие началось после того, как к власти в марте 2011 года пришло нынешнее полугражданское правительство.
В результате двух вспышек насилия в прошлом году в штате Аракан погибли сотни мусульман – представителей лишенной гражданства народности рохинья. 140 тысяч остались без крова. Проведенное западными журналистами расследование установило, что организованные нападения на мусульман в прошлом октябре года возглавили местные националисты, подстрекаемые буддийскими монахами, иногда при поддержке сил безопасности.
В марте этого года, по официальным данным, 44 человека погибли – все кроме одного мусульмане, и 13 тысяч бежали, спасаясь от погромов в городе Меиктила, в центральной части страны. Документально зафиксировано, что убийства произошло после подстрекательства толпы буддийскими монахами. В мае буддийские толпы жгли и терроризировали мусульманские кварталы в северном городе Лашо. С тех пор сообщения о беспорядках поступают со всей страны.
Число 969, безобидное само по себе, относится к атрибутам Будды, его учению и монашеству. Но монахи из движения 969, вопреки миролюбивой природе буддизма, находят моральное оправдание для волны антимусульманских погромов.
Еще один видный представитель движения Вимала Бивунта в своих проповедях сравнивает мусульман с тигром, который входит в плохо охраняемый дом, готовый растерзать его обитателей.
Официально в Мьянме нет государственной религии, но ее правители уже давно ставят превыше всего буддизм. Мусульмане составляют примерно 4 процента населения. Буддизм исповедуют 90 процентов из 60 миллионов жителей страны, и его распространением занимается специальный отдел в Министерстве религии, созданный еще во времена правления хунты.
Монахи играют сложную роль в бирманской политике. Они занимали центральное место в «Шафранной революции» против военного правления в 2007 году. Генералы — включая нынешнего президента Тейна Сейна и высших членов его правительства — подавили тогда восстание.
Сейчас широкая программа реформ Тейна Сейна дала физическую свободу примерно 500 тысячам монахов, и свободу слова и собраний. Они могут ездить по всей стране, и распространять буддийские учения, в том числе и доктрину 969.
В нарождающейся демократии Мьянмы монахи становятся мощной политической силой в преддверии назначенных на 2015 год всеобщих выборов. Их новообретенное влияние даже породило здесь теорию заговора: движение 969 контролируется сторонниками жесткого курса из прежней хунты, которые разжигают беспорядки, чтобы сорвать реформы и отвратить неминуемую победу на выборах Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи.
Никаких доказательств, подтверждающих эту теорию, пока нет, но даже в правительстве поговаривают, что в ней может быть доля правды.
«Одним людям очень хочется реформ, а другие не хотят никаких реформ, — считает Сое Тейн, один из двух ближайших советников президента Тейна Сейна. — Таким образом, что касается насилия на религиозной почве, кто-то может быть на той стороне – на стороне противников реформ».
Но даже если 969 не контролируется мощными сторонниками жесткой линии, она имеет широкую поддержку, как в высших эшелонах власти, так и на низовом уровне.
Чиновники предлагают молчаливую поддержку, признает монах из радикального движения Вимала Бивунта: «Позволяя нам выступать с речами в защиту нашей религии и расы, я считаю, они поддерживают нас».
В этом с ним полностью согласен представитель Бирманской мусульманской ассоциации, учитель из Янгона Мио Вин, сравнивший монахов из 969 с Ку-клукс-кланом. «Антимусульманское движение растет, и правительство его не останавливает», — говорит он.