Предупреждение генерала Абдель Фаттаха аль-Сиси, прозвучавшее в начале недели, должно было стать тревожным звонком для противоборствующих сторон — президента Мухаммада Мурси и его исламского правительства, с одной стороны, и разрозненной коалиции либералов, подзуживающей недовольных экономическими трудностями египтян — с другой.
Но мягкие речи Сиси, призвавшего политиков найти консенсус и предотвратить кровопролитие, не могут скрыть железный кулак возможного вмешательства, даже если поверить его утверждению, что военные, вполне довольные своей новой ролью, не имеют никакого желания вернуться к управлению страной.
Ясно одно: «консенсус», к достижению которого генерал Сиси призвал политиков на этой неделе, отсутствует. Призыв президента Мурси к сотрудничеству был встречен оппозицией с презрением.
Так что вступят ли генералы в игру, с их полумиллионом солдат, финансируемой США техникой и 60-летним чувством вседозволенности, зависит от того, как станут разворачиваться события в ближайшие несколько дней в таких горячих точках, как площадь Тахрир и дворец Мурси в Каире, и на улицах десятка других крупных городов по всей стране.
Решающее значение будет иметь численность людей на улицах, а также уровень насилия, считают политические аналитики.
Обе стороны говорят, что обещания Сиси защищать «волю народа» вселяют надежду. Президент и правительство понимают под этим победу на целой серии свободных выборов над не пользующейся народной поддержкой оппозицией.
Соперники же президента считают, что могут вывести миллионы на демонстрации, особенно в воскресенье, в годовщину инаугурации Мурси, чтобы показать, что народная воля заключается совершенно в другом.
Мало кто верит, что аль-Сиси и новое поколение лидеров, выдвинутых Мурси, хотят захватить власть в долгосрочной перспективе, в результате полномасштабного военного переворота.
Но многие из противников нынешней власти, от тоскующих по жесткому правлению Мубарака до либеральных идеалистов, похоже, готовы приветствовать краткосрочные поползновения армии, чтобы изменить направление революции и пустить ее в угодное им русло.
Решающие факторы
Пойдет ли на это армия, и насколько далеко она может подвинуть президента, будет зависеть, вероятно, от двух потенциальных факторов:
Первый, очень четко обозначенный аль-Сиси — это насилие. Если на асфальт прольется кровь, возможно даже начнется стрельба, генералы, уже подтянувшие к городам войска, могут сослаться на «национальную безопасность» и неспособность правительства поддерживать порядок.
«Армия ясно изложила свою позицию: она не допустит насилия, и не останется в стороне, если ситуация начнет выходить из-под контроля», — заявил в четверг «Рейтер» военный источник, после того как оппозиция отклонила предложения Мурси. Лидеры обеих сторон не вполне способны контролировать своих сторонников, добавил он.
Второй, не столь явный фактор — это, как военные могут интерпретировать волю народа. Целый ряд протестных движений, возникших после свержения Мубарака, довольно быстро выдыхался. Вероятность этого нельзя исключать и на этот раз: хотя авторы петиции против Мурси и утверждают, что собрали 15 миллионов подписей, вовсе не следует, что такое количество египтян выйдет на улицы.
И все же, по словам военного источника «Рейтер», явка на протесты оппозиции в масштабах 2011 года — многие миллионы из разных слоев общества, готовые оставаться на улицах днями и неделями – может заставить Мурси уступить.
«Если численность протестующих превысит наблюдавшуюся во время революции, то положение каждого придется менять», — сказал он.
Внутренний враг не дремлет
Антиисламистские настроения в полиции и других силах безопасности, в эпоху Мубарака десятилетиями боровшихся с «Братьями-мусульманами и другими исламскими политическими движениями, также усиливает сомнения в способности правительства остановить насилие, которое может повлечь за собой вмешательство армии.
Как сказал «Рейтер» на этой неделе источник в одной из египетских силовых структур, многие в его организации надеются с помощью насилия свергнуть исламское правительство.
Приближается битва между нами и джихадистами, — заявил он. — Мы должны очистить от них страну».
«Другие государственные органы присоединится к нам, как только увидят насилие, которое чинят эти террористы – а они будут его чинить в ближайшие дни».
Хотя и неизвестно, насколько широко распространены подобные настроения в силовых структурах Египта, они они подкрепляют утверждения президента Мурси и его правительства, что провокаторы старого режима стоят за недавними столкновениями.