Вот мальчишки в военной форме, с черными эмблемами движения, захватывают одного из товарищей, изображающего израильского солдата, и тащат прочь — так проходит обучение сопротивлению врагу.
Около ста подростков в возрасте до 16 лет учатся у членов «Бригад Аль-Кудс» — вооруженного крыла «Исламского джихада» — как разбирать автомат Калашникова, проползать через туннели и прыгать через горящие шины под звуки взрывов.
В целом это сильно напоминает военно-патриотическую игру «Зарница», которую проводили в советских пионерских лагерях. Только, в отличие от Советского Союза, Палестина сдаваться без боя не собирается.
«Когда я вырасту, я хочу сражаться в «Бригадах Аль-Кудс» и захватывать в плен израильских солдат», — говорит 12-летний Изз, исполнявший на этот раз роль несчастного вражеского солдата, окопавшегося на вершине раскаленной солнцем песчаной дюны.
Изз учится в одной из школ, открытых в блокадном секторе Агентством ООН для помощи палестинским беженцам (БАПОР).
Его товарищ по лагерю Усама объясняет, с автоматом в руках: «Мы учимся воевать, чтобы быть готовыми к сопротивлению сионистскому врагу, который оккупирует нашу землю и убивает нас».
Наука смотреть в лицо опасности
Главный инструктор по военному делу Абу Халид утверждает, что подготовка здесь, как и в любом другом молодежнем лагере, «только включает элементы боевой подготовки».
В этих усердно тренирующихся подростках он видит «солдат будущего», говорит инструктор в закрывающем лицо спецназовском шлеме, добавляя, что в двухнедельном лагере обучается и его старший сын.
«Мы хотим привить понятие захвата солдат в плен, чтобы никогда не забывать о наших заключенных», — отмечает Абу Халид, имея в виду прежние сделки по обмену заключенными между Израилем и палестинскими группами.
Одним из самых значительных стало освобождение свыше тысячи палестинских узников в обмен на пленного израильского солдата Гилада Шалита, по договоренности, достигнутой ХАМАС в октябре 2011 года.
«Собственно воевать детям нет никакой необходимости, — говорит еще один инструктор, Абу Мухаммад. — Но мы обучаем их смотреть в лицо опасности, не поддаваться страху во время бомбардировок».
Движение ХАМАС тоже открыло летние лагеря для ста тысяч палестинских мальчишек и девчонок. Хотя и не столь откровенно военизированные, как у «Исламского джихада», они все же включают элементарную боевую подготовку.
«Основной упор делается на творчество и веселье, а также религиозное, моральное и национальное просвещение — о праве палестинских беженцев на возвращение и проблеме заключенных», — говорит Муса аль-Самак, один из организаторов.
«Летние недели веселья» вместо снятия блокады
Прежде летние лагеря в Газе устраивало и Агентство ООН для помощи палестинским беженцам – каждый год в них отдыхали до 250 тысяч палестинских детей.
Но в прошлом голу обнищавший БАПОР вынужден был отменить свои «летние игры». В июне этого года двухнедельные лагеря ООН удалось организовать лишь для 150 тысяч детей, да и то благодаря донорской помощи Финляндии. Конечно, ни о какой военно-патриотической подготовке там речи не идет.
«Летние недели веселья» БАПОР дают столь необходимую передышку в суровой окружающей реальности, и оказывают терапевтический эффект на детей, живущих под гнетущей блокадой, страдающих от нищеты и насилия», — цитирует заявление агентства ООН «Аль-Арабия».
Чиновники ООН стыдливо умалчивают, что источником этих страданий и насилия является Израиль, и как бы ни отвлекали палестинских детей устроители «недель веселья» — футбольными матчами, соревнованиями по запуску воздушных змеев и другими мероприятиями – они знают, что от насилия нужно уметь защищаться.