За Рухани голосовали представители самых различных слоев населения – от прозападных молодежных групп до беднейшего населения сельских провинций и ультраконсервативного духовенства. Так что, новый президент стал как бы символом нового объединения иранского социума.
Около 680 граждан ИРИ изъявили желание участвовать в президентских выборах. На финальную стадию были допущены восемь человек, трое из которых являлись ультраконсерваторами. Рухани считался достаточно умеренным и прореформистски настроенным кандидатом. За несколько дней до выборов два других более или менее умеренных кандидата снялись с гонки. Шансы Рухани резко возросли. Ультраконсерваторам же не разрешили объединиться. Хасан Рухани победил в первом туре, а страна избежала политического и социального раскола. Тем самым иранский правящий класс под руководством Али Хаменени вновь доказал свою государственную мудрость и способность консолидироваться в решающие политические моменты, отбросив в сторону второстепенные противоречия.
Закрытый политик
Новый президент – яркий представитель высшей политической элиты современного Ирана.
Рухани родился 12 ноября 1948 года. Он – высокопоставленный представитель шиитской иерархии, пользуется большим авторитетом среди духовенства, особенно политизированного.
Хасан Рухани слывет изысканным и высокопрофессиональным интеллектуалом. Он написал значительное количество книг и статей, посвященных проблемам национальной и глобальной безопасности, внешней и внутренней политики ИРИ, ядерной программе страны, вопросам шиитского богословия. У него три ученые степени по юриспруденции, в том числе он защитил докторскую диссертацию в Шотландии. Рухани возглавляет очень влиятельный Центр стратегических исследований и является редактором трех серьезных ежеквартальных журналов, посвященных научным и стратегическим исследованиям, а также вопросам внешней политики. Он свободно говорит на английском, немецком, русском, арабском, французском языках. Имеет вкус и потенциал к действительному стратегическому мышлению.
По своим психологическим качествам Хасан Рухани очень закрытый политик, но в то же время идеологически ориентированный, дисциплинированный и скрупулезный. Хорошо разбирается в людях, может устанавливать эффективные коммуникационные связи даже с противниками. Обладает ярко выраженными организаторскими способностями и незаурядной политической волей. Способен формировать многослойные политические коалиции.
Хасан Рухани имеет сильную персональную поддержку в военном истеблишменте страны. В свое время он был командующим иранскими ПВО, руководителем ряда высших военных и оборонных советов ИРИ. В течение 13 лет являлся помощником по национальной безопасности у президентов Рафсанджани и Хатами. Кстати, и Рафсанджани и Хатами открыто поддержали кандидатуру Рухани на последних президентских выборах.
В течение 2003-05 годов был главным переговорщиком от Исламской Республики Иран по вопросам иранской ядерной программы.
Рухани имеет лейбл «умеренного реформатора». Во многом это связано с тем, что он в течение длительного времени работал с Мухаммадом Хатами, который в 2009 году возглавил массовое «Зеленое движение», которое выступило против правительства Ахмадинежада и было сурово подавлено. Сам Рухани назвал широкомасштабные протесты 2009 года «народными и естественными».
Тандем Хаменеи-Рухани
Однако главную роль в президентской победе Рухани сыграли его тесные отношения с Али Хаменеи — духовным лидером ИРИ. Хасан Рухани в течение более двадцати лет входит в ближайшее окружение рахбара. Еще в 1989 году, когда ему было только сорок лет, он стал личным представителем Хаменеи в Совете безопасности Ирана.
При содействии Али Хаменеи Рухани был назначен членом влиятельнейшего Собрания экспертов, который отвечает за назначение и смещение верховного духовного лидера.
Политические реалии ИРИ таковы, что именно рахбар отвечает за проблемы безопасности и внешней политики. Поэтому Хаменеи в свое время настоятельно посоветовал и Хатами и Рафсанджани кандидатуру Рухани на пост помощника по национальной безопасности.
Некоторые вообще считают Рухани наиболее близким и доверенным лицом нынешнего духовного лидера. Во многом их объединяет присущее обоим политикам стратегическое мышление. Если не произойдет каких-либо трагических форс-мажорных событий, то именно Хасан Рухани может стать наиболее реальным претендентом на пост рахбара после завершения миссии Али Хаменеи.
Хасан Рухани – это новый президент для принципиально нового политического этапа. Он должен будет проводить более сбалансированную внешнеполитическую линию по отношению к США. Вашингтон уже конфиденциально сообщил в Тегеран, что готов «к серьезным переговорам».
Рухани должен будет вывести страну из внешнеполитической изоляции, и при этом не сдать принципиальные позиции по иранской ядерной программе. Страна нуждается также в экономических преобразованиях, поскольку из-за экономических санкций Запада жизненный уровень населения падает.
И, наконец, Рухани должен будет закрепить достигнутый Ираном (в том числе и в период президентства Махмуда Ахмадинежада) статус региональной супердержавы.
У тандема Хаменеи-Рухани есть шанс добиться этих целей. Хотя, нельзя утверждать, что они обречены на победу.
Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»