Руслан Курбанов, политолог, директор фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»:
Я не вижу для себя кандидатуры, за которую готов был бы проголосовать на выборах московского мэра. Я бы хотел видеть других кандидатов на этих выборах – людей, которые равно ценят исторический, культурный, духовный и интеллектуальный вклад всех народов России в развитие как всей страны, так и самого города. Люди, которые утверждают, что одни народы более достойны, а другие менее достойны, не заслуживают голосов всех остальных представителей московского общества и московского населения. К сожалению, в России все меньше таких политиков, которые могут сказать, что они представляют интересы каждого народа, вплоть до самого маленького в нашей стране и в нашей столице. Нашими политиками все больше овладевает националистический настрой, великодержавно и узко направленный в сторону защиты только прав русского населения. А это чревато для нашей большой страны и для многонациональной столицы.
Я не знаю многих из кандидатов, поэтому не могу оценивать каждого из них. Что касается двух представителей жесткой оппозиции — Навального и Удальцова, не думаю, что они получат большинство голосов. Однако то, что Москве вернули прямые выборы — это уже отрадно, и хотелось бы, что такая же степень демократии была доступна жителям национальных республик в нашей стране, которых просто лишили права выбора своей судьбы, и тем самым показали, что они не достойны и не доросли до демократии на фоне того, что всем остальным регионам предоставлено право выбора.
Мусульмане, как граждане России, как жители Москвы, просто обязаны были высказать свою позицию по каждому из этих кандидатов, чтобы понять, кто из них наиболее полно представляет интересы не только мусульман, но всех жителей России, независимо от конфессий. Мусульмане как представители самого крупного религиозного меньшинства, равно как и иудеи, буддисты и представители других малых народов и конфессий, должны обозначить свою позицию. Это в рамках конституционного поля и это наша обязанность, наш гражданско-конституционный долг.
Если говорить о том, почему мусульмане не реагируют на предстоящие выборы, то здесь существуют два фактора: первое — это предельная пассивность старшего поколения мусульман, которое всю жизнь избегало влезать в политику, освещать свои политические и общественные предпочтения. Второе — это нежелание молодого поколения мусульман соприкасаться с существующей сегодня политической системой, поскольку они считают ее не до конца честной, не до конца имеющей право представлять их интересы, не до конца чистой, и в какой-то степени неправедной. Поэтому они стараются не затрагивать данную сферу, считая, что она дискредитирует их.
Мухаммад Саляхетдинов, руководитель Ассоциации культурно-просветительских и общественных объединений «Собрание»:
Прежде, чем ответить на вопрос, хотел бы дать ремарку. Во-первых, мало кто в России, в частности в Москве, сомневается в победе Собянина на выборах. Хотел бы немного сказать о личности Собянина. Он является представителем малых народов Сибири, по национальности манс. Он сделал головокружительную карьеру, став главой столичного региона огромной страны. Естественно, это говорит о том, что человек следит за политическим трендом, пользуется доверием у высшего руководства. И, соответственно, я понимаю обеспокоенность мусульман в связи с последними заявлениями в отношении строительства мечети. Я думаю, что это не столько его позиция, сколько следование тренду, которого требует от Собянина его высокая должность. Он хороший управленец, он показал себя в Тюменской области в плане благоустройства, развития инфраструктуры и так далее. Естественно, используя огромные возможности государственных ресурсов, он, как хозяйственник, выполняет определенную положительную роль в развитии инфраструктуры города. Поэтому вопрос, за кого вы будете голосовать, является сейчас риторическим.
К сожалению, мусульман, имеющих соответствующее сознание, не так много. Большинство мусульман — это мигранты, приехавшие сюда заработать себе на кусок хлеба. Очень мало людей, занимающихся интеллектуальным трудом. Очень мало людей, которые работают в государственных структурах, обладают мусульманским сознанием. Это проблема. К сожалению, в этих госструктурах преобладают люди, в которых присутствуют исламофобские настроения. Поэтому пока говорить о серьезном мусульманском факторе не приходится. Пока не будут сформированы образованные интеллектуальные круги среди мусульман в том или ином регионе, в частности, в Москве, говорить об этом рано. Будем надеяться, что со временем количество перейдет в качество.
Пассивность мусульман в отношении московских выборов, я думаю, связана, в первую очередь, с принятой Собяниным позицией не в пользу мусульман. Естественно, его последнее категорическое заявление о том, что мечети не будут строиться, не может вызывать удовлетворение у мусульманской части москвичей и гостей, которые обслуживают Москву. К сожалению, в связи с этим у мусульман именно в этом направлении сложилось негативное отношение к мэру, хотя у него есть и положительные черты. Все — таки человек трудится, пытается развивать инфраструктуру. Зная, как оставаться на плаву, он старается сохранять именно эту позицию.
Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»:
Лично я бы проголосовал за Рашкина. Потому что при Советской власти порядка в Москве было больше. Я не знаю его личных способностей, может, они и не являются особо выдающимися. Для меня это просто некая форма протестного голосования. Я бы проголосовал за Рашкина, потому что при коммунистах порядка было больше. Чистоты было больше, меньше было вранья и лжи. Поэтому за него.
Что касается отношения мусульман к выборам и участия в них, думаю, что это связано с тем, что, во-первых, политического сознания у них – недостаточно. Во – вторых, даже те, кто мог бы пойти на выборы, исходят из того, что Кремль не поддержит их кандидатуры, а тратить деньги и идти против этой огромной административной машины — бесполезно. Но самое главное, как я считаю, это недостаток политического сознания.
Если общенародный путинский фронт поддержит Собянина, то многие официозные мусульманские организации тут же побегут поддерживать его. Когда будет отмашка, тогда они это и сделают, а сейчас — что поперек батьки в пекло лезть? Когда соответствующие кураторы из Кремля позвонят и скажут «ребята, давайте мы сейчас покажем всенародную любовь и поддержку», они так и сделают.
Нафигулла Аширов, муфтий, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России:
Во-первых, трудно сегодня сказать, за кого бы мог тот или иной мусульманин, как я, проголосовать. Но я могу однозначно сказать, что мусульмане бы отдали свои голоса за того человека, который хотя бы дал им надежду на решение их проблем, которые существуют в нашей столице уже в течение длительного времени. Они бы проголосовали за того кандидата, который будет считаться с их потребностями, в том числе и религиозными. Пока мы не слышали их предвыборных обещаний, поэтому судить трудно. Но, несомненно, фактор решения проблем мусульман в нашей столице будет лежать в основе их и моего выбора.
Тому, что московская община на сегодняшний день еще не готова выдвинуть своего кандидата на указанный пост, есть несколько причин. Во-первых, сильная националистическая волна среди жителей нашего города не позволяет решать нам не только вопросы, связанные с политикой, такие, как участие в выборах мэра, но даже не позволяют нам решать более простые вопросы, связанные с удовлетворением религиозных потребностей. Во-вторых, нерешенные проблемы мусульман города Москвы становятся причинами политических дебатов, а нередко и манипуляций со стороны людей, которые хотели бы видеть Москву, столицу многонационального государства, мононациональным городом. Но такая постановка вопроса не соответствует ни истории нашей страны, ни ее духу, ни ее федеральному устройству.
Почему мусульмане молчат? Учитывая статус духовного управления мусульман как такового или религиозных организаций, которые не имеют права заниматься политической деятельностью, конечно, они не будут высказывать свое предпочтение. Но прихожане, верующие, — как граждане Российской Федерации, — непосредственно имеют право выбора, и я уверен, что они используют это право для того, чтобы решались их религиозные и национальные проблемы.
Муса Плиев, адвокат и правозащитник:
Я бы, скорее всего, голосовал за Собянина. Я думаю, что человек, который уже начал совершать определенные действия, нуждается в том, чтобы дать ему время завершить работу до конца. Тем более, что его срок прервался, он подал в досрочную отставку и не смог использовать свой срок и логично довести те проекты, которые он начал. Надо учитывать и то, что у него есть богатый опыт работы не только в Москве, но и на периферии, в Тюменской области, например.
Что касается реакции исламской общины на предстоящие выборы, думаю, это вопрос уже к исламским организациям. То, что кандидата — мусульманина на пост мэра нет, очень печально. Думаю, это исходит из последних событий, когда на мусульман идет накат по всей стране. Запрещают литературу, проводят всевозможные обыски и акты устрашения. В этих условиях уже не возникает желания бороться за какие-то должности или посты. На самом деле такое ярко выраженное отношение к мусульманам – это недальновидная политика. Ядумаю, что если она не поменяется, это не приведет ни к чему хорошему.