Школу «Новое поколение» основала Айша Дзюбинская, которая считалась одной из лучших в регионе. Курсы арабского языка, которые она открыла после окончания университета, стали одними из самых популярных в дагестанской столице.
— Сначала мы занимались ведением курсов арабского языка. Потом прибавили английский и открыли Центр изучения иностранных языков. А когда мы организовали курсы дошкольной подготовки, вокруг все чаще стали звучать разговоры о создании полноценного образовательного учреждения, — рассказывает Айша.
Как и курсы, школа «Новое поколение» стала пользоваться большим успехом. Было введено раздельное обучение, и был сделан уклон на иностранные языки и информатику. Успех был настолько впечатляющим, что неудивительно, что желающих отдать своих детей в школу «к Айше» становилось все больше.
Первым препятствием стало получение лицензии. Найдя помещение и начав работу, руководство школы обратилось в Министерство образования для того, чтобы начать оформлять документы.
— Даже не смотря на то, что здание было еще не полностью готово, сотрудница Министерства нас поддержала нас, заверив, что документы можно будет оформить по ходу дела. Многие именно так и начинают. Так решили сделать и мы, — рассказывает Айша.
Чему вы их тут учите?
Но вдруг, в учреждение для проверок стали наведываться сотрудники прокуратуры, а к родителям учеников — участковые и преподаватели других школ с «просьбами» забрать своих детей. Они стали угрожать родителям, говорили о лишении родительских прав.
У «Нового поколения» возникли проблемы с помещением, арендуемым под школу. Владелец здания внезапно выставил его на продажу. Директор пыталась выкупить здание, объявив для этих целей сбор средств в интернете, однако сумма в 15 000 000 рублей оказалась непосильной. А получение лицензии со зданием «висящем в воздухе», оказалось невозможным.
Школе был представлен первый судебный иск в ноябре 2012 года. На нее завели административное дело и наложили штраф.
Сотрудники правоохранительных органов активизировались. Их действия явно выпадали из формата закона — силовики не предоставляли никаких документов и законных обоснований своих действий.
Как стало известно позднее, основанием для проверок, якобы, послужили жалобы местных, но неизвестных жителей, попросившие выяснить «что там происходит». По словам оперативников, жильцы жаловались, что в школу «постоянно подъезжают мужчины с бородами и женщины, закутанные в платки». Надо сказать, что силовики в Дагестане больше защищают власть, а тут вдруг снизошли до простых жильцов!
Законом жечь сердца людей
Тем временем суд вынес решение о запрете образовательной деятельности. Директор школы подала аппеляционную жалобу в Верховный суд. Но… последнее заседание судебной инстанции от 26 апреля приняло решение о закрытии школы в связи с отсутствием лицензии.
— Директор школы просил суд дать детям возможность доучиться до конца учебного года, однако судья приняла решение о закрытии школы, — рассказывает одна из преподавателей «Нового поколения» Гульнара Сулейманова. Но заявила, что у нас еще есть время до того, как судебное решение вступит в законную силу.
Но в дело вмешалась незаконная сила. Уже на следующий день в школу явились судебные приставы с требованием закрыть учреждение.
«К нам стали приходить из службы приставов и требовать немедленного закрытия школы, — рассказывает учительница. — На наши возражения об отсутствии судебного решения, представители власти заявили об указаниях, полученных «сверху». Мы не хотели дальнейших эксцессов, поэтому на родительском собрании решили закрыть школу сами».
Справедливость торжествовала – детей выгнали из классов
29 апреля преподаватели провели последние занятия, попрощались с учениками и опечатали классы.
«Дети начали плакать. Многие из них кричали, что не хотят учиться в других школах. Не сдержали слез и учителя. Это было очень тяжело», — вспоминает Гульнара.
По мнению большинства родителей учеников, реальная причина закрытия «Нового поколения» заключается вовсе не в отсутствии лицензии, а в главном принципе всего учреждения – подачи образования с точки зрения Ислама. И кроме того власть была озадачена тем, что в школе и педагогический состав, и ученики по своему желанию носили традиционную исламскую одежду – хиджаб.
«Мы очень недовольны таким поворотом событий. Более того, уверены, что школу закрыли лишь потому, что она придерживалась исламских принципов», — говорит мама одной из учениц Фатима Магомедова.
«Если бы они действительно переживали за детей, то, как минимум, дали бы им доучиться до конца учебного года», — сказала директор.
Отголоски ставропольских дел
Как видно, отголоски ставропольских дел о запрете хиджаба стали слышны и на Кавказе. Все больше родителей жалуются на то, что их дети, которые носят хиджаб, подвергаются прессингу со стороны преподавателей государственных школ. Педагогов, носящих традиционную исламскую одежду, также нечасто можно встретить в государственных учреждениях. В этих условиях, все более популярными становятся школы, в которых ни на учеников, ни на преподавателей не оказывается никакого давления.
«Учителя в государственных школах – люди старой закалки. Они воспитывались еще в Советское время. Неудивительно, что мы встречаем множество случаев, когда они относятся к хиджабу негативно», — говорит главный имам центральной Джума-мечети в Махачкале Мухаммад-расул Саадуев.
«Если эти школы отвечают требованиям закона и Конституции они должны работать. Качество образования в Дагестане остается на очень низком уровне. В таких условиях частные школы могут конкурировать и способствовать повышению уровня образования и воспитания детей. Практика этих школ оправдывает себя, тем более на фоне новых положений о школьной форме. Я ожидаю, к началу следующего учебного года в учебных образованиях появится много проблем», — резюмирует имам.
Надо отметить, что в Дагестане стало появляется все больше частных школ, не ко всем из них проявляется такое нетерпение.
«Большинство частных образовательных и воспитательных учреждений в Махачкале не имеют лицензии, но их почему-то никто не закрывает и даже не проверяет», — говорит Дзюбинская.
То есть тут явно наличествует избирательное применение закона.
Какой урок преподала власть?
Закрытием школ властные структуры не решают, а усугубляют сложившуюся ситуацию. Очевидно, что среди населения уже появился спрос на подобные школы. И это желание абсолютно законно.
«Закон не запрещает создание образовательных учреждений подобного рода. У нас есть достаточно много иудейских, православных и баптистских школ Люди имеют право воспитывать своих детей в той религиозной традиции, к которой они принадлежат. И это право гарантируется им 28-ой статьей Конституции РФ», — говорит известный правозащитник Анатолий Пчелицин.
«Многие родители, с которыми я разговаривала, заявили, что они не отдадут детей в государственные школы, и они будут сидеть дома, — говорит мать одной из учениц Фатима Магомедова. — И я могу их понять».
«Власть должна учитывать специфику своего населения. Если в Дагестане начнется борьба с хиджабами, я уверен, что люди будут бойкотировать школы тогда и государство будет вынуждено внимательнее вникнуть в проблему своего народа», — рассуждает Мухаммадрасул Саадуев.
В школе жизни главным уроком становятся перемены. Какими они будут?