Непонятно, почему пошла волна возмущений. Выпускник и абитуриент – самые прибыльные фигуры нашей образовательной системы. Мы, правда, не измеряем объем этого рынка услуг (ритуальных, по сути, для образования страны), но то, что там бегают большие миллионы – несомненно. Поэтому даже без появления правильных ответов в сети, в ВУЗы легко будут поступать те, кто совершенно не знает русского языка, но имеет оценку «отлично» (речь не только о кавказцах).
Однажды, когда Бисмарка поздравляли с очередной блистательной военной победой, он скромно ответил — победил не я, а немецкая система образования. В ту пору в Германии 70% учителей были мужчины.
Сейчас, если вы зайдете в школу, то увидите, что мужчин там нет. И молодых учителей тоже. Потому, что там нет достойной зарплаты. А когда нет нормального образования, то подсказки и прочие «средства неформальной поддержки» резко поднимаются в цене. И уровень «проходной суммы» в ВУЗ тоже. (Ой, а в МГИМО, наверное, больше всего смеются над ЕГЭ, там иная система образования).
Кроме того, исходя из логики сообщающихся сосудов, можно ли предположить, что в стране, где возможны нечестные выборы, может быть честный отбор лучших выпускников школ?
Легче всего очистить школы от хиджабов. Эта задача, если она мудрая, выполняется легко, поскольку явно не требует большого ума. Другое дело убрать из школы чипсы, сладкую газировку, отвратительного качества пищу – и не важнее ли это? Но деньги проложат в школьные буфеты любому товару. Даже вредному. (Взгляните на статистику о состоянии здоровья выпускников).
И очистить школу и всю нашу образовательную систему от коррупции и мздоимства – невозможно. Так считает власть, пытаясь объяснить сложности своей странной борьбы с хищениями. А может быть, в оправдание нового назначения бывшего министра обороны Сердюкова, который ныне отважно работает советником генерального директора «Ростехнологий».
А ВУЗ и ныне там…
Однажды я читал лекции по журналистике в одном из ВУЗов. Очень достойное здание в центре города. Прекрасные аудитории. На шикарной, ухоженной территории учебного заведения стоят великолепные автомобили бизнес-класса. Когда я получил за 10 лекций около 800 рублей, то поразился щедрым транспортным расходам ВУЗа.
И вот как-то в коридоре встретил знакомого журналиста – он тоже читал тут лекции. Разговорились. Он грустно сказал: «Сегодня зашел в аудиторию и поздравил всех с днем рождения Зиновия Гердта. И, представляешь, никто не знает, кто это такой».
Вот я не знаю, прав ли Э. Радзинский, полагающий, что «Необразованность давно стала синонимом лояльности. Произошло организованное понижение культуры».
Так что, скандал с ЕГЭ — это не просто некий показатель уровня коррупционности страны, но и демонстрация уровня политической системы. Если это она организовала понижение культуры.
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».