В понедельник, 27 мая, судья Анна Позднякова признала новосибирских имамов Илхома Меражова и Камиля Одилова виновными в организации местной ячейки запрещенной организации «Нурджулар». По словам судьи, обвиняемые знали, что данное движение запрещено, действовали согласованно и пропагандировали учение турецкого богослова Саида Нурси, книги которого признаны российским судом экстремистскими.
Как указывается в деле, в «домашнем медресе», созданном в обычной квартире, имамы читали лекции, которые были подготовлены на основе трудов Саида Нурси.
Напомним, что прокурор просил оштрафовать Меражова на 200 тысяч рублей, а Одилова — на 150 тысяч, однако Позднякова заявила, что «суд не находит возможности назначить наказание в виде штрафа».
Защитники имамов намерены обжаловать вердикт суда.
Меражов назвал приговор «репрессией». «Человека, который борется с экстремизмом, обвиняют в экстремизме», — возмутился религиозный деятель.
Ранее имам отмечал, что собрание сочинений «Рисале-и-Нур» Саида Нурси признано мировым исламским сообществом в качестве комментария Корана, однако, по неизвестным ему причинам, Верховный суд РФ посчитал их экстремистскими. Он подчеркнул, что уже пытался обжаловать решение ВС РФ, но в иске ему было отказано, пишет islamnews.ru.
Отметим, что многие свидетели, допрошенные в ходе процесса, выражали сомнения в существовании признанной в России экстремистской организации «Нурджулар», в организации ячейки которой обвинялись имамы.
«Того, что лично Саид Нурси является организатором или основоположником организации «Нурджулар», никто в мире не доказал и не приводил никакие доводы, потому что данной организации, указанной в обвинительном заключении и где-то еще, просто не существует», — заявил ранее Одилов.
Того же мнения придерживаются и российские правозащитники.
В конце 2012 года правозащитный центр «Мемориал» подготовил основательный доклад о неправомерном преследовании участников мирного мусульманского сообщества последователей Саида Нурси и необоснованном запрете книг богослова в России.
Правозащитники отмечают, что в качестве правовой основы для уголовного преследования распространителей и организаторов изучения книг Саида Нурси силовики используют именно Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», содержавший крайне расплывчатое определение термина «экстремизм», допускающее произвольное толкование.
«У российских спецслужб сложилась «абсурдно-мифологизированная концепция существования некоей четко структурированной международной религиозной организации «Нурджулар» исламистско-пантюркистской ориентации с миллионами членов, исповедующими «учение Саида Нурси», – пишут эксперты «Мемориала».
Они отмечают также, что решение о запрете «Нурджулар» не может быть оспорено в силу того, что нигде в мире не существует организации с таким названием.