Тем не менее, это вовсе не панацея, и гибнущие от целевых беспилотных ударов гражданские лица не дают ему покоя, признался Обама, выступая в четверг в Университете национальной обороны.
В своей речи он попытался по-новому определить характер и масштабы стоящих перед США «террористических угроз», отметив ослабление «Аль-Каиды» и скорый конец войны в Афганистане.
«Так что Америка находится на перепутье. Мы должны определить характер и масштабы борьбы, иначе она будет определять нас», — цитирует американского президента «Аль-Джазира».
Накануне его выступления администрация подтвердила, что уже четвертый американский гражданин убит целевым беспилотным ударом за рубежом.
На территории США ни один американец не может быть убит без суда и следствия, «будь то дроном, или обычным выстрелом», подчеркнул Обама. Однако за рубежом ситуация совершенно иная, и любой американец, «участвующий в заговоре с целью убийства граждан США», а также все, кто представляет угрозу для американских граждан, могут быть устранены с помощью дронов.
Белый дом заявил в среду, что речь Обамы совпадает с подписанием новой «президентской директивы» о том, когда позволяется использовать беспилотные удары. Эта директива передает под контроль военных применение дронов за пределами Пакистана и Йемена, официально закрепляя ставшую уже обычной практику.
Америка не может наносить удары где хочет. Но будет?
Президент не раз обещал американской общественности быть более откровенным об истинных масштабах применения беспилотников.
«Америка не может наносить удары где хочет», — сказал Обама, отметив, что они «сохраняют жизни». Он признал, что гибель гражданских лиц является «непреложным фактом», который будет «преследовать нас до конца жизни».
Его выступление несколько раз прерывала женщина, выкрикивавшая из зала: «Я люблю свою страну, я люблю верховенство закона. Дроны делают нашу жизнь менее безопасной».
Все больше законодателей в конгрессе стремятся ограничить полномочия американских властей, применяющих беспилотные летательные аппараты гораздо шире, чем первоначально предполагалось.
И республиканцы, и демократы начинают раскаиваться, что дали президенту столь широкие полномочия после терактов 11 сентября 2001 года.
Новая попытка закрыть Гуантанамо
В речи о национальной безопасности глава США коснулся также собственного предвыборного обещания 2008 года закрыть военную тюрьму в Гуантанамо.
США стремятся «поймать подозреваемых в терроризме» и привлечь к уголовной ответственности, но «вопиющим исключением из этого проверенного временем подхода является центр содержания под стражей в Гуантанамо», сказал он.
«Наши суды осудили сотни людей за связанные с терроризмом преступления, в том числе таких, которые более опасны, чем большинство заключенных Гуантанамо. У конгресса нет никаких оправданий, помимо политических, препятствовать нашему закрытию этого объекта, который и не следовало открывать», — сказал Барак Обама.