Закрыть

Праздники и приметы

Кандидатов-реформаторов отстранили от президентских выборов в Иране

 

Кандидатуру сочувствующего реформам бывшего президента Акбара Хашеми Рафсанджани, одного из ветеранов-сподвижников основателя Исламской республики аятоллы Хомейни, забраковал состоящий из религиозных деятелей и юристов Совет стражей конституции.

Та же участь постигла Эсфандиара Рахима Машаи, близкого  помощника уходящего президента Махмуда Ахмадинежада, сторонники которого соперничали с последователями верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.

Машаи уже заявил, что подаст апелляцию против этого решения, призвав своих сторонников сохранять спокойствие, сообщили государственные СМИ Ирана.

Большинство из оставшихся восьми кандидатов на участие в  первом туре голосования, который состоится 14 июня,  считаются сторонниками Хаменеи, решившего, вероятно, избежать повторения народных волнений, последовавших за переизбранием Ахмадинежада в 2009 году.

Явный  лидер в президентской гонке, включающей сейчас главного переговорщика с Западом по иранской ядерной программе Саида Джалили, советника Хаменеи по внешней политике Али Акбара Велаяти, и мэра Тегерана Мохаммада Бакера Калибафа, пока не определился.

Снятие реформаторов снижает интригу выборов

Столкнувшись с экономическими трудностями, усиливающимся из-за введенных Западом санкций,  некоторые иранцы выступают за смену государственного курса. Реформистские лидеры, которые оспаривали свое поражение на выборах четыре года назад, и находятся сейчас под домашним арестом, до сих пор пользуются существенной поддержкой.

Часть этой избирательской поддержки могла достаться 78-летнему Рафсанджани, бывшему вместе с аятоллой Хомейни одной из ключевых  фигур революции 1979 года, отслужившему президентский срок с 1989 по 1997 год, и в 2009 году навлекшему на себя гнев сторонников жесткой линии выражением сочувствия реформистам в ходе наиболее масштабных волнений с момента основания страны.

Двое из детей Рафсанджани недавно были заключены в тюрьму.

Как и Машаи, почти постоянно сопровождающий прямолинейного Ахмадинежада, Рафсанджани зарегистрировал свою кандидатуру в последний момент. Появление этих двух политиков заметно оживило предвыборную кампанию, к которой до этого больше озабоченные  экономическими трудностями иранцы не проявляли особого интереса.

Религиозные лидеры решили подстраховаться

Хаменеи обладает властью отменить решение Совета стражей конституции и восстановить кандидатов, но западные аналитики считают, что все принимаемые на данном этапе меры, особенно против Рафсанджани, преследуют пресечение в зародыше любых будущих протестов.

«Цена дисквалификации Рафсанджани сейчас значительно меньше, чем если бы пришлось иметь с ним дело в дальнейшем, — поделился соображениями с «Рейтерс» американский политический обозреватель Ясмин Алем. – Позволить ему участвовать и мобилизовать электорат, а затем попытаться изменить результаты было бы более дорогостоящим. Это один из уроков 2009 года».

Хотя президент и подчиняется Хаменеи, ставшему  верховным лидером после смерти Хомейни в 1989 году, возможность пересмотра Акбаром Хашеми Рафсанджани внутренней и внешней политики для сдерживания экономической и дипломатической напряженности уже вызвала волну общественной поддержки, и реформаторские группы быстро одобрили его кандидатуру.

Новому  президенту вряд ли удастся достичь быстрых изменений в ядерной или внешней политике Ирана, поскольку и  та, и другая  находятся под контролем верховного лидера. Однако наблюдатели отмечают, что Рафсанджани наверняка стал бы добиваться потепления в отношениях с Западом.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях