Коррупция и мракобесие Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) меньше зависит от личного отношения к ней ее руководителей, чем от взрывного роста ее численности после 1991 года, роста, который стал возможен только благодаря ее особым отношениям с государством, и эти отношения вознесли руководителей церкви очень высоко и очень быстро.
На момент распада Советского Союза в РПЦ МП насчитывалось примерно 6500 приходов, из которых две трети были в Украине. Сегодня РПЦ МП состоит из 36000 приходов, из них 25000 в Украине. Количество монастырей и духовенства возросло еще более значительно. При этом отсутствовало адекватное основание для такого роста, и РПЦ МП возложило надежду на население, жившее в сельской местности, но которое не имело соответствующей подготовки и не могла служить в качестве официальных духовных лиц.
Негативное влияние такого подхода проявилось в том, что они начали делать головокружительную карьеру во всех слоях церковной иерархии не имея должного образования, опыта и культуры. Тем временем само государство только ухудшало ситуацию путем финансирования роста церкви, что привело к парадоксальной ситуации. Такая государственная практика привела всю хозяйственную структуру РПЦ МП в тень, сделала ее неконтролируемой общественными структурами.
Начиная с 1990 года РПЦ МП стала быть вовлечена в различные виды бизнеса для зарабатывания денег. Прибыли ее возросли до невероятных размеров, поскольку рабочие, даже не в религиозных видах бизнеса, были освобождены от налогов и других обязательных сборов. Все это имело негативное влияние на саму церковь. Критика руководства стала немыслимой, авторитаризм высшего духовенства во главе с патриархом достиг немыслимого уровня на фоне неудержимо растущих денежных потоков под государственной протекцией.
Люди, поставленные на самую вершину руководства церкви, во многих случаях имевшие сомнительную церковную и религиозную биографии, были чудовищно коррумпированы огромными богатствами, скрытыми от общественного мнения и контроля. На местах же структуры церкви часто еле сводили концы с концами, а ремонт храмов и других сооружений не осуществлялся. В настоящее время ситуация только ухудшается.
Поток государственных средств растет, подготовка церковных кадров практически не ведется, все определяется личной преданностью патриарху и его окружению. Паства, чей уровень жизни стабильно падает, остается в неведении, смущена и растеряна, создавая благодатную почву для ползучего мракобесия и непрестанных душевных мытарств.