Большая часть опрошенных «Левада-центром» — 40% — ничего не слышали об американском «списке Магнитского», запрещающем въезд в США российским чиновникам, которые, по мнению американцев, причастны к гибели юриста фонда Hermitage Сapital Сергея Магнитского. Список состоит из 18 человек, среди которых представители судейского корпуса, налоговых органов, сотрудники МВД и Следственного комитета. Принадлежащие им активы, размещенные в США, должны быть заморожены.
Из тех же, кто слышал о списке, только 22,5% назвали его «вмешательством во внутренние дела России».
Намного больше — 37% — понимают американскую позицию. Из них — 23% заявили, что понимают нежелание США пускать к себе на территорию людей, подозреваемых в преступлениях, а 14% считают, что список Магнитского следует расширить и внести в него не только непосредственно причастных к смерти юриста чиновников, но и «их высокопоставленных покровителей».
Что касается российского ответа — список Гуантанамо, который был обнародован российским МИДом на следующий день после американцев, то 23% россиян уверены, что нашей стране не следовало отвечать США. Они полагают, что было бы правильней, если бы руководство России занялось решением внутренних проблем и начало активно бороться с коррупцией.
Чуть больше — 26% — согласились с позицией российских властей, назвав список «симметричным ответом». А 13% и вовсе заявили, что надо было «не только обнародовать ответный список, но и приостановить все виды сотрудничества с США, вести торговые санкции на ввоз продуктов питания».
36% ничего не смогли сказать по поводу списка Гуантанамо.
По мнению заместителя директора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, такие результаты говорят не о поддержке российскими гражданами позиции американцев, а о неприятии ими коррупции в российской власти.
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин также отметил газете «Известия», что в российском обществе растет отрицательное отношение к обогащению чиновников, которые в общественном сознании заняли место олигархов 1990-х — и эта неприязнь «перевешивает антиамериканские настроения».
«Когда впервые появилась тема гибели Сергея Магнитского, российское общество поддержало требование найти и наказать виновных. Потом было включено телевидение, и власти удалось мобилизовать советскую биполярность сознания «США — наш враг». Но как только пропаганда на телевидении поутихла, народ вспомнил, что «список Магнитского» связан с чиновниками», — заявил политолог.
Отметим, что в российском «списке Гуантанамо» находится четыре сотрудника администрации США, причастных к пыткам заключенных в одноименной тюрьме, и 14 представителей судейской системы США, которых Москва подозревает в нарушении прав россиян.