Строительство подводной лодки «Щ – 405» было заложено 31 декабря 1938 года на судостроительной верфи завода No 194 в Ленинграде. Лодка получила строительный номер 510, и 16 декабря 1939 года была спущена на воду.
После ходовых испытаний «Щ – 405» 7 июня 1941 года вступила в строй, и 28 июня 1941 года вступила в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Щ 405 подводная лодка: первое боевое дежурство
К началу Великой Отечественной войны техническая готовность лодки составляла 98%, поскольку не была полностью завершена программа ходовых испытаний.
Первый переход был совершен 19 июля в город Таллин. В ночь на 21 июля, под командованием капитан – лейтенанта Ильи Александровича Сидоренко «Щ — 405», был совершен переход в Триги. В этот же вечер была занята точка в районе банки Штольпе. Днем 27 июля был обнаружен корабль противника, однако старшина торпедистов допустил ошибку и момент для залпа был упущен.
С 1 августа «Щ – 405» начала вести боевое патрулирование возле мыса Брюстерорт. За это время неоднократно были обнаружены корабли противника, но так ни разу и не смогла выйти в атаку. 8 августа подлодка была отозвана к месту базирования.
Щ 405 подводная лодка: возвращение на базу
Во время перехода 11 августа командир «Щ — 405», чтобы не быть обнаруженным, отдал приказ на погружение. Он не учел, что волнение моря составляло 5 – 6 баллов, и набегающие волны могли залить шахты вентиляции дизельных моторов. Вахтенный офицер не перекрыл шахты вентиляции, а в это время старшина трюмных начал принимать главный балласт. Лодка на полном ходу начала погружаться в воду. Некоторые члены экипажа, не успев переместиться с надводного мостика, были смыты за борт и погибли.
Вода, хлынувшая через открытые шахты вентиляции, залила дизельные двигатели, элементы питания радио и некоторые механизмы. На глубине 70 метров давлением были уничтожены средняя цистерна и носовой спасательный буй. Достигнув дна, лодка легла на грунт на глубине 125 метров.
Спустя 30 минут лодка всплыла для поиска погибших и дальнейшего следования к месту встречи с конвоем. В это время «Щ — 405» была атакована одиночным самолетом противника. Сброшенные бомбы разорвались на расстоянии 25 метров от субмарины. Во время срочного погружения лодка провалилась на глубину и снова легла на грунт, стало известно Wordyou.ru. Воздух высокого давления уже был использован, и для всплытия пришлось перезапускать корабельные системы, используя три торпеды. Для облегчения корабля за борт были сброшены еще 4 торпеды.
В надводном положении лодка 12 августа достигла места встречи с кораблями эскорта. Никого не обнаружив капитан принял решение идти к мысу Тахкуна. Во время перехода корабль сел на мель, с которой был снят буксиром 14 августа, и доставлен в Таллин.
После мелкого ремонта лодка 28 августа 1941 года, при поддержке отряда прикрытия, совершила прорыв из Таллина в Кронштадт, откуда перешла в Ленинград. До 16 октября проводился ремонт на заводе No194. В зимний период 1941/1942 годов «Щ — 405» простояла в Ленинграде. Экипаж в это время оттачивал мастерство боевой подготовки.
Щ 405 подводная лодка: гибель субмарины
В ночь на 8 июня 1942 года был совершен переход в Кронштадт, откуда 11 июня лодка направилась к острову Лавенсари. В конечный пункт субмарина не прибыла.
Во время поиска с воздуха, в районе банки Нагаева было обнаружено масляное пятно, в месте, где немецкими ВМС было выставлено минное заграждение. Никто из членов экипажа не выжил.
Щ 405 подводная лодка: экспедиция обнаружила останки корабля
Останки подводной лодки «Щ — 405» были обнаружены членами подводной экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Останки субмарины покоятся в Финском заливе недалеко от острова Сескар.
Спустившись на глубину 50 метров, исследователи обнаружили подводную лодку с оторванной носовой частью. Корпус лодки затянут сетями, что подтверждает ее попадание в минное заграждение.