В Мосгорсуде по второму кругу идет процесс по убийству Юрия Буданова, который был признан виновным в похищении и убийстве 18-летней Эльзы Кунгаевой во время второй Чеченской войны. В январе 2009 года Буданов, отсидев чуть менее 9 лет, вышел на свободу условно-досрочно, а 10 июня 2011-го его застрелили в Москве. В убийстве Буданова обвиняют уроженца Чечни Юсупа Темерханова. Как считает следствие, он отомстил за убийство своего отца в 2000 году в Чечне.
Защита Темерханова настаивает, что он не виновен в инкриминируемом преступлении. Как заявил адвокат обвиняемого Мурад Мусаев, защита считает версию «о ненависти 11-летней выдержки чушью». Кроме того, адвокаты заявляют о многочисленных нарушениях во время процесса — похищении и пытках самого Темерханова, давлении на свидетелей, которые указывали на невиновность подсудимого, а также провокациях против самих защитников Темерханова.
Напомним, 19 февраля, когда процесс близился к завершению, Московский городской суд принял решение распустить коллегию присяжных заседателей, поскольку в ней осталось «менее 12 человек». По мнению защиты, это было сделано ввиду отсутствия доказательств вины Темерханова. «Распускать присяжных в преддверии оправдательного вердикта – это практика Мосгорсуда», — заявил Мурад Мусаев WordYou.Ru.
Спустя месяц суд сформировал новую коллегию, и все дело пришлось рассматривать повторно.
Тот парень, который не стрелял?
На одном из последних заседаний при помощи телемоста с Новосибирском выступил ключевой свидетель по делу Александр Евтухов, которого, по заявлению защиты, дважды похищали спецслужбы, требуя изменить показания. Но сам свидетель этот факт опровергает.
В ходе рассмотрения дела первым составом коллегии присяжных Евтухов заявил, что у убийцы Буданова была славянская внешность, и что он никогда не видел подсудимого.
«Александр Евтухов описывает стрелка как парня лет 25-30 ростом около 175 см со светлыми волосами. Это никак не сходится с внешностью Юсупа Темерханова. Юсуп — очевидный брюнет, кроме того, он высок (точно более 185 см) и худощав», — писал Мурад Мусаев в Facebook’е.
Однако на заседании 9 марта свидетель сообщил, что «цвет волос убийцы он не помнит, потому что там солнце светило». Тем не менее, Евтухов подтвердил свои показания по поводу автомобиля убийцы полковника. Он заявил, что машина, которая была сожжена на улице Доваторов (по версии следствия, киллер был на Mitsubishi Lancer с поддельными номерами, который затем поджег), и та, на которой уезжал преступник, — это два разных автомобиля.
«Это полностью подтверждает версию стороны защиты Темерханова, что сожженный Mitsubishi Lancer и автомобиль убийцы — это разные машины, а привязка Темерханова к автомобилю не верна», — рассказал адвокат Валентин Варкентин.
И походя, узнал походку?
Между тем, на том же заседании 9 марта, засекреченный свидетель под псевдонимом «Алан» опознал в подсудимом стрелявшего в экс-полковника, указав, что «мужчина был кавказской внешности, с густыми бровями». Защита Темерханова, отмечая противоречия слов «Алана» с его более ранними заявлениями, ходатайствовала об оглашении показаний, данных свидетелем на предварительном следствии. В итоге, при зачитывании оригинального протокола допроса «Алана» от 18 июля 2011 года, выяснилось, что изначально он сообщил, что видел убийцу слишком мало и не сможет его опознать.
«Из-за показаний «Алана» следователи некогда получили формальное основание заключить Юсупа под стражу. Оказалось, что первоначально он заявил, что видел убийцу мельком, а когда понадобилось арестовать Юсупа, его просто вынули из нафталина и сказали — надо опознать. Вот и началось — встретился взглядами, у него были брови густые и так далее», — говорит адвокат Мурад Мусаев.
Свидетель, как «Мечта» обвинения
На вчерашнем заседании обвиняемого опознал еще один засекреченный свидетель – под псевдонимом «Мечта», который заявил, что не видел лица убийцы, но уверен, что это именно Темерханов. Свидетель уточнил, что запомнил походку стрелявшего. При этом, как отмечает защита, свидетель не смог описать, во что был одет стрелок.
«Свидетель говорит, что стрелок добежал до машины, хотя общеизвестно, что от места убийства до автомобиля было 2-3 метра, можно ли пробежать такое расстояние – большой вопрос. Однако, по словам свидетеля, он успел запомнить походку и по ней опознал Темерханова. Спрашиваю у него – какого цвета были брюки, что было сверху, была ли бейсболка, были ли очки – на все один ответ — не помню», — рассказал WordYou.Ru Мурад Мусаев.
Все доказательства обвинения носят сомнительный характер, заявляет адвокат.
«Они все – «никакие», но их очень много, следователи поработали на количество. К тому же, при этой коллегии присяжных прокуроры работают на упреждение, чтобы лишить нас возможности представить свои доказательства. Например, есть заключение экспертов, из которых явствует, что некая экспертиза обвинения — фальшивка, мы их оглашали в прошлый раз, а сейчас прокурор зачитывает 7-8 заключений скороговоркой, так что никто не может понять, о чем речь. Но потом мы не сможем их огласить, потому что повторное представление доказательств не предусмотрено законом. Для этого они и распустили прошлую комиссию присяжных», — уверен Мусаев.