«Игра престолов» по-русски. Именно такое прозвище получил сериал «Золотая Орда», который снимали на протяжении нескольких лет. Российские режиссеры сделали все для того, чтобы встать в один ряд с голливудскими режиссерами и сценаристами. Фантастика и историческая действительность синтезировались в этой шедевральной картине, которая вызвала недоумение у историков.
Съемки сериала «Золотая орда» начались несколько лет назад и сразу привлекли к себе внимание как тематикой сериала, так и обещаниями «сделать сериал не хуже «Игры престолов». Несмотря на взятые за основу исторические события, авторы «Орды» всячески открещивались от любых совпадений, уверяя, что все персонажи вымышленные, а жанр сериала – фэнтэзи, пишет портал Wordyou.ru. Анонсировался и сюжет, согласно которому в центре будут сразу несколько главных персонажей, среди которых и русские князья, и хан Золотой Орды, и юные красавицы с обеих сторон.
УСТИНЬЯ ДАНИЛОВНА, великая княгиня
жена Андрея II Ярославича, великого князя владимирского (1249-1252 гг.), дочь князя (потом король) Данилы Романовича галицкого и Анны Мстиславовны, дочери князя Мстислава Мстиславича новгородского, прозванного Удалым.
Год ее рождения не известен. Венчана с князем Андреем во Владимире в 1250 г. В течение 28-летнего брака родила трех сыновей.
Умерла в 1278 г. Тело ее погребено подле мужнина в суздальском Рождество-Богородицком соборе.
50 оттенков Орды
12 марта на Первом канале состоялась долгожданная премьера 16-серийного фильма «Золотая орда». Однако первые же две показанные серии российской «Игры престолов» возмутили общественность.
Историков возмутила историческая недостоверность фильма и то, какими показаны тюркские народы. Приводит слова Жаксылыка Сабитова — специалиста по средневековой истории Улуса Джучи и этногенезу тюркских народов, эксперта института мировой экономики и политики (Астана, Казахстан).
— Берке вообще показан каким-то садистом. Эдакие 50 оттенков Золотой Орды. Привели, значит, к нему жену, он взял плётку и… зритель всё понял. Авторы сделали из него отрицательного героя. В сериале Берке называют великим ханом. Это абсолютный бред! Он был просто правителем Золотой Орды, но титул хана не носил. К власти он пришел в момент распада Монгольской империи, — возмутился он.
Другие опрошенные журналистами историки были более категоричны в своих оценках.
— Тема истории татарского народа и, в частности, Золотой Орды в последнее время в российском кинематографе стала актуальной. Достаточно вспомнить фильмы «Орда», «Легенда о коловрате», целый ряд сериалов об Иване Грозном. Это неразрывная часть российской истории, но преподносится она в своеобразном виде. Я сразу же с некоторым сомнением относился к этому сериалу. Однако российский кинематограф смог меня удивить. Настолько плохого сериала я и представить не мог! – прокомментировал порталу Искандер Измайлов — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии Академии наук Татарстана.
«Великолепный век» на российский лад»
Далее специалист сообщил, что считает подобный сериал клином между единой российской нацией.
— Но вот что особенно повергает меня в некоторый ужас и пессимизм: как бы создатели сериала не выпячивали вперёд слово «фэнтези», сериал всё же является прямым отражением некоторой исторической действительности — иначе бы он не назывался «Золотая Орда». К сожалению, авторы картины даже с историей Руси обращаются по-хамски. События, которые изображены во всех фильмах о Золотой Орде, имеют один общий момент: все они изображают Орду как какое-то инфернальное зло, которое существует вне Руси и является злокозненной силой, которая давит Русь. В первых двух сериях стартовавшего сериала есть отсылки к татарам, которые сожгли окрестности Новгорода, которые забрали русских в армию Орды — но в реальности такого никогда не было! Словом, отношение к татарам в российском кино не изменилось со времен Эйзенштейна. Единения российской нации тут точно не происходит, — считает доктор исторических наук.
Другие опрошенные специалисты также были единодушны: фильм не впечатлил ни масштабами, ни историческими фактами, ни сценарием.
— Как зритель скажу: фильм не впечатлил. Я не вижу внутреннюю логику. Сценаристы выбрали банальные сюжеты. Какое-то женское кино получилось: история показана через трагедию женщины. Женской аудитории, наверное, понравится. Эдакий «Великолепный век» на российский лад. Качество съёмок меня тоже не впечатлило, — поделился впечатлениями от увиденного Ильнур Миргалиев, руководитель Центра исследований истории Золотой Орды и татарских ханств имени Миркасима Усманова Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана.
«Если это фэнтези, тогда назовите это другим словом»
Историки сошлись в мнении, что сериал заденет чувства многих россиян.
— Наш народ уже давно привык к очернению нашей истории. А сценаристам, режиссерам нужны сюжеты, на которых можно заработать, вот они и обратили свои взоры к Золотой Орде. Конечно, татар задевает, что их показали не совсем корректно. Тем не менее, бренд Золотой Орды вызывает у кинематографистов интерес. А значит, есть надежда на то, что следующие фильмы будут более корректными. С другой стороны, этот сериал — звоночек и татарским властям: пора снимать и свои фильмы, — считает Ильнур Миргалиев.
— Он не корректен уже хотя бы потому, что изображает татар и Орду неким инфернальным злом, варварским и языческим государством. Это какие-то степи, палатки, кочевники, хотя уже даже во времена Берке и Бату были большие города: например, Укек, позднее Сарай-аль-Джадид — они были больше Владимира, Киева, Лондона, Парижа того времени. Создатели сериала пытаются впихнуть татарскую историю в некое прокрустово ложе, где правят злоба и интриги. Если уж это фэнтези, тогда хотя бы назовите это другим словом. У нас же нет исторических претензий к «Игре престолов». По сути, сериал «Золотая Орда» — определенное надругательство над татарской историей, — дал оценку Искандер Измайлов.
Жестокий старик и юные красавицы
А вот такое подробное описание сюжета дает Первый канал:
Конец XIII века. Русь под гнетом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат – опальный князь Борис — и старший сын Владимир. В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды — Менгу-Темир, красавец и ценитель женской красоты.
Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса.
Ярослав не хочет нарушить законы веры и чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Менгу оставляет Ярославу подарок от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава.
Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного обряда жизнь прекрасной Айжан оборвется, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Менгу-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки.
— «Золотую Орду» мы задумали совместно с Первым каналом около пяти лет назад. Советовались, выбирали тему, которая может привлечь разную аудиторию не только в России, но и за ее пределами, будет интересна и на локальном, и на международном рынках. Мы поставили перед собой задачу снять сериал, которого еще не делали в России, который по истории, по масштабам воплощения не уступит лучшим западным образцам последних лет. Период расцвета Золотой Орды показался нам ярким, кинематографичным, поэтому он и был взят за основу. Однако мы сознательно ушли от исторических фактов, до сих пор вызывающих много споров, – все наши герои и события вымышленные. «Золотая Орда» – это фэнтези, приключенческая мелодрама, — сообщил на сайте телеканала Рубен Дишдишян, генеральный продюсер картины.