Закрыть

Колонки

Арабская весна – оттепель кончилась?

 

Первая заключается в том, что социальное, политическое, экономическое и культурное влияние ислама в арабских странах может быть понято только через призму исламистских организаций.  Протестующие, преимущественно  мусульмане, ставшие движущей силой арабского пробуждения, хотят, чтобы общество развивалось в соответствии как с традициями, так и с современностью. Но это не означает современность в западном стиле, с ее представлениями о свободе, демократии и знании.

«Мы с исламом еще не закончили», —  предупреждает Оливье Руа. Еще предстоит выяснить, какой будет природа исламского общества после того, как остынет тепло восстаний. Будет ли оно  по-прежнему сильно  отличаться от инаковости Запада, увековечивая  исторические отношения, основанные на балансе сил, на травмах и напряженности? Или же оно  просто исчезнет, влившись в то, что бывший премьер-министр Испании Хосе-Мария Аснар назвал «единой цивилизацией цивилизованных», которую он считает конечной стадией глобализации?

Роль мусульманских стран в глобальном мире

Учитывая, что глобализация наших экономик, культур и коммуникаций порождает кризисы, которых не может  избежать ни одно общество нигде в мире, ключевой вопрос является двояким. В состоянии ли Запад, несмотря на свою высокую культуру и все имеющиеся в его распоряжении средства, устранить напряженность, одолевающую тот самый порядок, в создании которого он сыграл важную роль?  Могут ли другие цивилизации — Китай, Индия, Южная Америка и мусульманские страны – внести вклад в построение будущего, предложив другое видение, другие приоритеты и другие цели? И смогут ли они тем самым помочь в поиске решений глобальных проблем и реформировании нашего мира?

Второй из этих двух вопросов – рассматриваемый с точки зрения ислама как цивилизации и как религии – предстает во всей своей важности. Под натиском глобализации, когда  размываются знакомые ориентиры и распространяется  напряженность, что может предложить исламская традиция на политическом, социальном, экономическом и культурном уровне? И каким должен быть ее этический вклад?  Признать  объективно, что люди привязаны к исламу, не обязательно означает, что исламская традиция автоматически позволит верующим освободиться от тех ограничений, которые часто сдерживали их в прошлом и настоящем.  Мусульмане должны использовать свою веру, принципы и указания более конструктивно и творчески, чтобы определить, как прожить свою жизнь с большей уверенностью в себе и своих силах. Крайне важно чувствовать себя уверенно, и не занимать оборонительную позицию, автоматически играя роль жертвы. Мы должны избегать попадания в ловушки фатализма и теории заговора при объяснении арабского пробуждения.

Другими словами, могут ли  арабы, и мусульмане в целом, выйдя из этих восстаний, отказаться рассматривать историю арабской весны в западных терминах, либо как  инструмент влияния Запада? Мусульмане должны вернуться к своим собственным традициям, и задать себе такие вопросы, которые позволят им определиться в современных условиях. Та же самая исламская традиция должна привлечь их к участию в полной мере в истории, сделав активными субъектами, наделенными свободой мысли, и хозяевами своей судьбы.

Сплотит или разделит?

Большой вопрос заключается в том, насколько мусульманское население разных стран  готово  к полноценному участию в дискуссиях и решению проблем нашего времени? Мы наблюдаем глубокое арабское пробуждение, осознание, что избавиться от диктаторов возможно. Тем не менее, ситуация остается нерешенной в Тунисе, Египте, Ливии, и прежде всего в Сирии. Исламисты выиграли в Тунисе и Египте, но они сталкиваются с нападками  изнутри, особенно со стороны групп салафитов, которые пытаются воспользоваться моментом  и получить народную поддержку. Явно идет  внутренняя религиозная борьба за то, кто является истинным «представителем» ислама. Есть также разногласия среди мусульман-суннитов, которые отвлекают их от решения таких приоритетных задач, как образование, социальная справедливость, экономическая стабильность и борьба с коррупцией. На региональном уровне противостояние между суннитами и шиитами оказывает опасное воздействие, из-за которого люди попадают в сектантскую ловушку в своем отношении к гражданской войне в Сирии. Ислам может предоставить набор этических ценностей и принципов, которые помогут людям уладить свои разногласия через  общее  наследие, историческое и культурное.

Но он также может, вместо того чтобы стать основой для общности, разделить людей и мешать им двигаться дальше,  и заниматься решением своих настоящих проблем. Мы видим распространение религиозного популизма, когда  салафитские буквалисты используют в своих интересах  исламофобское видео, что приводит к слепому насилию и отвержению Соединенных Штатов и Запада. Ненасильственный и сдержанный способ, которым миллионы людей решили избавиться от своих диктаторов, может быть украден склонным к насилию меньшинством, прибегающим к  политике эмоций для создания внутренних противоречий.

Революция завершилась, но хаос продолжается

Наглядным примером является Египет, где создалась  серьезная и сложная ситуация. Ожесточенные столкновения между противниками и сторонниками президента Мухаммада Mурси приводят к смертям и увечьям в то время, когда  Египет должен двигаться в сторону демократии и политической стабильности. Но за два года, с конца января 2011-го, когда начались протесты против Хосни Мубарака, смута и хаос только увеличились. Исламисты и секуляристы вцепились друг другу в глотки. Появление буквалистских и придерживающихся  жесткой линии салафитов, темная роль вооруженных сил наряду с прямым и косвенным иностранным участием, — все это вместе блокировало  попытки Египта достичь нормализации. Никогда еще демократия и стабильность не казались столь далеки, как сегодня.

Однако, изучив несколько ключевых факторов, мы все же можем сделать некоторые обоснованные предположения о развитии событий в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе. Определенные силы, в частности, салафиты, делают все возможное, чтобы увести Египет от демократии. Некоторые элементы прежнего режима, такие как вооруженные силы и секуляристы, действуют за кулисами, усиливая напряженность и ослабляя новое правительство Мурси. Их цель – остановить политический переход страны. Упомянув в своей недавней речи тактику давления, заговоров и манипуляций, президент Мурси довольно точно описал ситуацию. Некоторые из его оппонентов  используют тактику манипуляций и дестабилизации, другие —  популизма и массовых волнений.

Запад может вздохнуть с облегчением. Приход к власти исламистов сулит ему даже больше возможностей, чем при прежней диктатуре. Нельзя укорять исламистов за продемонстрированный в последние годы прагматизм, но их отказ от некоторых принципов политической этики стал настоящим откровением. Скрытая мощь исламистских движений как оппозиционной  силы после прихода к власти обратилась в слабость: одержимость достижением признания, национального и международного авторитета заставила их пойти на множество компромиссов, запутав в противоречиях, истощивших их силы.

Парадокс просто поразительный: опасные политические противники во вчерашнем Египте, обретя власть, становятся сегодня слабыми союзниками. Ослабленные этой властью и обладающие объективно лишь ограниченными полномочиями, исламисты столкнулись с политическими силами, включая как салафитов, так и секуляристов, и государственными институтами —  как финансовыми, так и военными, которые ослабляют их способность проводить реформы.

Трудные времена для Ближнего Востока

Перспектива серьезнее некуда: это далеко не подлинная «Арабская весна», и Ближний  Восток в целом не продемонстрировал понимания транснациональных политических требований. Напротив, националистические и узкорелигиозные идеологии отдают арабские страны на откуп  иностранным державам и их интересам.

После восстаний «Арабской весны» религия проявилась повсюду, но не самым лучшим образом. Ближний Восток переживает очень трудное время, когда все мусульманские страны дестабилизированы. Так что элитам в арабском обществе нужно взять на себя ответственность, и заняться  в решением этих проблем. Без заинтересованности и решимости религиозных ученых, представителей интеллигенции и деловых кругов не приходится сомневаться, что мусульманские страны возьмут курс на подъем религиозного популизма.

И все же надежда есть, если только арабы и африканцы смогут положительно использовать свою историю,  религиозные и культурные ценности, свой язык и неповторимое своеобразие.

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте europesworld.org


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях