Первая заключается в том, что социальное, политическое, экономическое и культурное влияние ислама в арабских странах может быть понято только через призму исламистских организаций. Протестующие, преимущественно мусульмане, ставшие движущей силой арабского пробуждения, хотят, чтобы общество развивалось в соответствии как с традициями, так и с современностью. Но это не означает современность в западном стиле, с ее представлениями о свободе, демократии и знании.
«Мы с исламом еще не закончили», — предупреждает Оливье Руа. Еще предстоит выяснить, какой будет природа исламского общества после того, как остынет тепло восстаний. Будет ли оно по-прежнему сильно отличаться от инаковости Запада, увековечивая исторические отношения, основанные на балансе сил, на травмах и напряженности? Или же оно просто исчезнет, влившись в то, что бывший премьер-министр Испании Хосе-Мария Аснар назвал «единой цивилизацией цивилизованных», которую он считает конечной стадией глобализации?
Роль мусульманских стран в глобальном мире
Учитывая, что глобализация наших экономик, культур и коммуникаций порождает кризисы, которых не может избежать ни одно общество нигде в мире, ключевой вопрос является двояким. В состоянии ли Запад, несмотря на свою высокую культуру и все имеющиеся в его распоряжении средства, устранить напряженность, одолевающую тот самый порядок, в создании которого он сыграл важную роль? Могут ли другие цивилизации — Китай, Индия, Южная Америка и мусульманские страны – внести вклад в построение будущего, предложив другое видение, другие приоритеты и другие цели? И смогут ли они тем самым помочь в поиске решений глобальных проблем и реформировании нашего мира?
Второй из этих двух вопросов – рассматриваемый с точки зрения ислама как цивилизации и как религии – предстает во всей своей важности. Под натиском глобализации, когда размываются знакомые ориентиры и распространяется напряженность, что может предложить исламская традиция на политическом, социальном, экономическом и культурном уровне? И каким должен быть ее этический вклад? Признать объективно, что люди привязаны к исламу, не обязательно означает, что исламская традиция автоматически позволит верующим освободиться от тех ограничений, которые часто сдерживали их в прошлом и настоящем. Мусульмане должны использовать свою веру, принципы и указания более конструктивно и творчески, чтобы определить, как прожить свою жизнь с большей уверенностью в себе и своих силах. Крайне важно чувствовать себя уверенно, и не занимать оборонительную позицию, автоматически играя роль жертвы. Мы должны избегать попадания в ловушки фатализма и теории заговора при объяснении арабского пробуждения.
Другими словами, могут ли арабы, и мусульмане в целом, выйдя из этих восстаний, отказаться рассматривать историю арабской весны в западных терминах, либо как инструмент влияния Запада? Мусульмане должны вернуться к своим собственным традициям, и задать себе такие вопросы, которые позволят им определиться в современных условиях. Та же самая исламская традиция должна привлечь их к участию в полной мере в истории, сделав активными субъектами, наделенными свободой мысли, и хозяевами своей судьбы.
Сплотит или разделит?
Большой вопрос заключается в том, насколько мусульманское население разных стран готово к полноценному участию в дискуссиях и решению проблем нашего времени? Мы наблюдаем глубокое арабское пробуждение, осознание, что избавиться от диктаторов возможно. Тем не менее, ситуация остается нерешенной в Тунисе, Египте, Ливии, и прежде всего в Сирии. Исламисты выиграли в Тунисе и Египте, но они сталкиваются с нападками изнутри, особенно со стороны групп салафитов, которые пытаются воспользоваться моментом и получить народную поддержку. Явно идет внутренняя религиозная борьба за то, кто является истинным «представителем» ислама. Есть также разногласия среди мусульман-суннитов, которые отвлекают их от решения таких приоритетных задач, как образование, социальная справедливость, экономическая стабильность и борьба с коррупцией. На региональном уровне противостояние между суннитами и шиитами оказывает опасное воздействие, из-за которого люди попадают в сектантскую ловушку в своем отношении к гражданской войне в Сирии. Ислам может предоставить набор этических ценностей и принципов, которые помогут людям уладить свои разногласия через общее наследие, историческое и культурное.
Но он также может, вместо того чтобы стать основой для общности, разделить людей и мешать им двигаться дальше, и заниматься решением своих настоящих проблем. Мы видим распространение религиозного популизма, когда салафитские буквалисты используют в своих интересах исламофобское видео, что приводит к слепому насилию и отвержению Соединенных Штатов и Запада. Ненасильственный и сдержанный способ, которым миллионы людей решили избавиться от своих диктаторов, может быть украден склонным к насилию меньшинством, прибегающим к политике эмоций для создания внутренних противоречий.
Революция завершилась, но хаос продолжается
Наглядным примером является Египет, где создалась серьезная и сложная ситуация. Ожесточенные столкновения между противниками и сторонниками президента Мухаммада Mурси приводят к смертям и увечьям в то время, когда Египет должен двигаться в сторону демократии и политической стабильности. Но за два года, с конца января 2011-го, когда начались протесты против Хосни Мубарака, смута и хаос только увеличились. Исламисты и секуляристы вцепились друг другу в глотки. Появление буквалистских и придерживающихся жесткой линии салафитов, темная роль вооруженных сил наряду с прямым и косвенным иностранным участием, — все это вместе блокировало попытки Египта достичь нормализации. Никогда еще демократия и стабильность не казались столь далеки, как сегодня.
Однако, изучив несколько ключевых факторов, мы все же можем сделать некоторые обоснованные предположения о развитии событий в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе. Определенные силы, в частности, салафиты, делают все возможное, чтобы увести Египет от демократии. Некоторые элементы прежнего режима, такие как вооруженные силы и секуляристы, действуют за кулисами, усиливая напряженность и ослабляя новое правительство Мурси. Их цель – остановить политический переход страны. Упомянув в своей недавней речи тактику давления, заговоров и манипуляций, президент Мурси довольно точно описал ситуацию. Некоторые из его оппонентов используют тактику манипуляций и дестабилизации, другие — популизма и массовых волнений.
Запад может вздохнуть с облегчением. Приход к власти исламистов сулит ему даже больше возможностей, чем при прежней диктатуре. Нельзя укорять исламистов за продемонстрированный в последние годы прагматизм, но их отказ от некоторых принципов политической этики стал настоящим откровением. Скрытая мощь исламистских движений как оппозиционной силы после прихода к власти обратилась в слабость: одержимость достижением признания, национального и международного авторитета заставила их пойти на множество компромиссов, запутав в противоречиях, истощивших их силы.
Парадокс просто поразительный: опасные политические противники во вчерашнем Египте, обретя власть, становятся сегодня слабыми союзниками. Ослабленные этой властью и обладающие объективно лишь ограниченными полномочиями, исламисты столкнулись с политическими силами, включая как салафитов, так и секуляристов, и государственными институтами — как финансовыми, так и военными, которые ослабляют их способность проводить реформы.
Трудные времена для Ближнего Востока
Перспектива серьезнее некуда: это далеко не подлинная «Арабская весна», и Ближний Восток в целом не продемонстрировал понимания транснациональных политических требований. Напротив, националистические и узкорелигиозные идеологии отдают арабские страны на откуп иностранным державам и их интересам.
После восстаний «Арабской весны» религия проявилась повсюду, но не самым лучшим образом. Ближний Восток переживает очень трудное время, когда все мусульманские страны дестабилизированы. Так что элитам в арабском обществе нужно взять на себя ответственность, и заняться в решением этих проблем. Без заинтересованности и решимости религиозных ученых, представителей интеллигенции и деловых кругов не приходится сомневаться, что мусульманские страны возьмут курс на подъем религиозного популизма.
И все же надежда есть, если только арабы и африканцы смогут положительно использовать свою историю, религиозные и культурные ценности, свой язык и неповторимое своеобразие.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте europesworld.org