Эксперты, изучившие аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, развеяли распространенный миф о том, что физик в юности был двоечником. Из документа следует, что низкая оценка (3 балла) у гения была только по французскому языку. Специалисты подчеркнули, проблемы в школе у ученого возникали только из-за его свободомыслия, будущий нобелевский лауреат не хотел учить «вздор».
Альберт Эйнштейн закончил школу в сентябре 1896 года в Швейцарии. Документ об аттестации, полученный учеными, свидетельствует, что гений заработал «плохую» оценку только по французскому языку — преподаватели поставили ему 3 балла. По остальным предметам школьной программы у будущего нобелевского лауреата стояли высокие оценки.
Ниже прикреплен аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе).
Немецкий язык — 5 Французский язык — 3 Английский язык — — Итальянский язык — 5 История — 6 География — 4 Алгебра — 6 Геометрия (планиметрия, тригонометрия, стереометрия и аналитическая геометрия) — 6 Начертательная геометрия — 6 Физика — 6 Химия — 5 Естественная история — 5 Художественный рисунок — 4 Технический рисунок — 4
Эйнштейн блистал в точных науках, да и по остальным предметам имел приличные оценки. Высший балл получен им по истории, алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По другим предметам оценки немного скромнее. Самая низкая оценка — 3 — была получена им по французскому языку. Тем не менее, во время визита в Иерусалим в 1923 году он свободно прочел лекцию на французском языке. Не аттестован Эйнштейн был только по английскому, и это обстоятельство весьма осложнило его жизнь, когда он в 1933 г. переехал в Соединенные Штаты.
Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?
Дело в том, что в школе (Луитпольдовская гимназия в Мюнхене) Альберт Эйнштейн действительно не был одним из первых учеников (хотя с математикой, латынью и физикой у него никогда не было проблем). Причиной тому было свободомыслие будущего нобелевского лауреата. Он не терпел авторитарного отношения учителей к ученикам, атмосферы в гимназии, близкой к военной.
«Учителя младших классов ведут себя как фельдфебели, а старших классов — как лейтенанты», — вспоминал Эйнштейн позднее.
«Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки — головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!» — писал он.
Ученик не скрывал своего неприятия к преподавателям, и оно было взаимным. Однажды один из учителей признался ему: «Как будет здорово, когда ты, наконец, оставишь гимназию». На возражение Эйнштейна, что он ничего дурного не сделал, тот объяснил: «Твое присутствие и равнодушное отношение ко всему, чему мы учим в классе, подрывает репутацию всей школы».
Таким образом, «плохим» учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь еще одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта
Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта.
Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.