В современном мире «происходит так много стремительных изменений, он сотрясаем вопросами, глубоко связанными с жизнью религии», заявил Бенедикт своим кардиналам, и для исполнения возложенного на него в апреле 2005 года служения необходима сила духовная и телесная.
«Я пришел к уверенности, что мои силы, в связи с преклонным возрастом, уже этому не соответствуют», — сказал 85-летний понтифик.
Мусульмане, пожалуй, запомнят его как человека, чье сердце стремилось к межрелигиозному согласию, хотя слова иногда подводили.
«Межрелигиозный диалог», как он в свое время провозгласил, является неотъемлемой частью «приверженности Римско-католической церкви служению человечеству» в современном мире, определяемом массовым движением народов, будь то в качестве беженцев или мигрантов, и папа Бенедикт не раз позитивно высказывался об исламе.
Но первому серьезному испытанию его доктрина о межрелигиозном диалоге подверглась в сентябре 2005 года, когда датская газета Jyllands-Posten опубликовала печально известные карикатуры на пророка Мухаммада.
Многие сочли тогда реакцию папы Римского чересчур запоздалой, а когда она все же прозвучала — недостаточно однозначной.
Бенедикт высказал свое мнение только в феврале следующего года, когда скандал вокруг карикатур еще продолжался, воспользовавшись возможностью, которая представилась во время приема нового посла Марокко в Ватикане.
«Католическая церковь, — сказал он, — по-прежнему убеждена, что для укрепления мира и взаимопонимания между народами и людьми необходимо и насущно, чтобы религии и их символы уважались».
При этом он упрекнул и мусульман, возмущенно выступавших против оскорбительных карикатур.
«Нетерпимость и насилие никогда не могут быть оправданы как реакция на оскорбления, поскольку эти ответы несовместимы со священными принципами религии».
Он выразил сожаление по поводу «действий тех, кто сознательно воспользовался этим оскорблением, нанесенным религиозным чувствам, для разжигания насильственных действий».
Но уже в мае того же года, на пленарной ассамблее Папского совета по пастырской заботе о мигрантах и странниках он призвал христиан в западных странах «раскрыть руки и сердца» навстречу иммигрантам-мусульманам.
Выступая перед католическими кардиналами, епископами, священниками и монахинями, собравшимися, чтобы обсудить тему «миграции и перемещения из и в страны с мусульманским большинством», он заявил, что современный диалог между мусульманами и христианами «важен и деликатен», и не следует осложнять его политическими вопросами.
Христиане «призваны раскрыть свои руки и сердца для всех, независимо от страны их происхождения, оставив задачу разработки соответствующих законов для пропаганды здорового существования тем органам власти, которые отвечают за общественную жизнь».
С самого начала своего папства в 2005 году Бенедикт XVI понимал, что отношения Римско-католической церкви с исламом будут одной из центральных и наиболее чувствительных проблем его пребывания на посту 265-го папы Римского и преемника святого апостола Петра.
Но очень скоро бывший профессор теологии из университета в германском городе Регенсбурге осознал: то, что вполне приемлемо в академическом диалоге, может быть просто недопустимо для главы церкви, насчитывающей более миллиарда верующих.
В сентябре 2006 года папа Бенедикт вновь прибыл в родной университет, чтобы прочитать лекцию с казалось бы безобидным названием: «Вера, разум и университет — Воспоминания и размышления».
В своей речи он процитировал текст, написанный в 14 веке одним из последних христианских правителей Константинополя до его подчинения Османской империи: «Покажите мне, что же нового принес Мухаммад, и вы обнаружите в этом только вещи злые и бесчеловечные, такие как его повеление распространять мечом веру, которую он проповедовал».
Неудивительно, что мусульманские лидеры во всем мире с беспокойством восприняли эту речь, вызвавшую уличные протесты в Пакистане, Индии, Турции и в секторе Газа.
«Это очень неудачное выступление, — заявил тогдашний министр иностранных дел Египта Ахмед Абуль Гейт, — которое показывает, что существует непонимание реального ислама».
Организация Исламская конференция выразила надежду, что «эта внезапная кампания не отражает новую тенденцию в политике Ватикана по отношению к исламской религии». Главы мусульманских стран предложили Ватикану «выразить свое истинное видение ислама».
Глава Международного совета мусульманских ученых шейх Юсуф аль-Кардави призвал папу Римского «извиниться перед исламской нацией, потому что он оскорбил ее религию и Пророка, ее веру и шариат без всяких оснований».
Через пять дней папа Бенедикт так и сделал, выйдя на балкон своей резиденции в Кастель Гандольфо, близ Рима.
«Я глубоко сожалею о реакции в некоторых странах на несколько отрывков из моего обращения в университете Регенсбурга, которые были сочтены оскорбительными для чувств мусульман, — сказал он. — Это на самом деле были цитаты из средневекового текста, которые ни в коей мере не выражают мои личные мысли».
Возможно, что этот невольный проступок оказался в конечном итоге во благо: в марте 2008 года папа объявил о планах встретиться в Риме с мусульманскими учеными и религиозными лидерами. А в ноябре 24 представителя обеих религий, прибывшие на католическо-мусульманский форум, приняли участие в семинаре на тему «Любовь к Богу, любовь к соседу».
«Мы исповедуем, — гласила итоговая декларация семинара, — что католики и мусульмане призваны быть инструментами любви и гармонии среди верующих, и для человечества в целом, отказываясь от любых притеснений, агрессивного насилия и терроризма, особенно совершенных во имя религии, и соблюдая принцип справедливости для всех».
Кроме того, участники встречи согласились, что «религиозные меньшинства имеют право на уважение их религиозных убеждений и практик».
«Они также имеют право на свои места поклонения, и их основополагающие знаки и символы, которые они считают священными, не должны подвергаться никаким формам издевательств или насмешек».
Среди католиков 265-й папа Римский запомнится многими деяниями и высказываниями, но мусульмане, пожалуй, будут считать его звездным часом именно эту попытку достичь гармонии между двумя величайшими мировыми религиями.
Удастся ли сохранить и приумножить достигнутое, зависит теперь от преемника Бенедикта XVI, который, как ожидается, будет избран в конце марта.
Полный вариант статьи на английском языке опубликован на сайте thenational.ae