«Путь Ахмата-Хаджи Кадырова» — это широко распространённое понятие в современной Чечне. Сегодня, по прошествии девяти лет после гибели Ахмата-Хаджи, сама власть воспринимает политический курс Чеченской Респулики как продолжение его пути. Во всех хороших делах усматривается Божья благодать, связанная с его путём, которая ниспосылается через Рамзана Кадырова, бывшего саратника Ахмата-Хаджи и его сына.
Рамзан, который единовластно управляет республикой, обладает прерогативой трактования данного понятия и является как бы живым олицетворением этого пути. Но в последние годы в политической жизни Чечни происходят вещи, не согласующиеся с «путём Ахмата-Хаджи», хотя они исходят от самого Рамзана и его окружения.
Более того, в событиях такого рода уже обозначились тенденция и закономерность. Становится очевидным необходимость объективного определения смысла «пути Ахмата-Хаджи» и научной разработки его дефиниции, как политического термина.
По сути, путь Ахмата-Хаджи — это тяжёлый исторический выбор народа под его предводительством. Право использования и трактовки этого понятия не должно быть приватизировано.
Глас муфтия — глас народа?
Путь Ахмата-Хаджи — это выстраданная им политическая концепция (весьма непопулярная на начальном этапе претворения) по установлению безоговорочного мира с Россией и возвращению Чечни в состав Российской Федерации — с целью защиты национальных прав мирными средствами.
Этот путь содержит в себе и религиозный смысл, так как является результатом различения духовного лидера мусульман, который в своё время призывал народ к священной войне против оккупации. Но который позже, так же будучи муфтием, пришёл к решению о необходимости безусловного мира с Россией. И который, будучи муфтием, принял участие на стороне России во второй войне, за что был приговорён к смерти властями Ичкерии.
В нём есть назидательный смысл, так как все, кто не принял его, находятся сегодня в эмиграции. И божественное знамение, потому что именно этот путь реализовался в жизни Чечни и определил её будущее. Ведь истина — это не то, что можно доказать, а то, что нельзя избежать. Глас муфтия стал гласом народа, а глас народа, как утверждали древние, — это глас божий.
Три года на различение
В первую войну чеченцам удалось отстоять свою независимость и выиграть время. Ичкерия получила уникальную возможность для политического развития и закрепления достигнутого. Возможности России вернуть контроль над Ичкерией стали зависеть от действий самой Ичкерии.
Кадыров-старший верил, что Всевышний явил милость чеченцам, даровав им мирное время. И что само Божественное Провидение вручило судьбу чеченского народа в руки самих чеченцев. Но Всевышний назначил чеченцам испытание вольностью и различением, оградив их от внешнего вмешательства на назначенное время и позволив им проявить присущую себе свободу, на которую их притязания будут приняты.
Это испытание изменило мировозрение Ахмата-Хаджи Кадырова. Он из сторонника государственного суверенитета стал теоретиком и проповедником суверенитета народа над своим государством и властью.
Ичкерия за три года вольности понесла урон во всех сферах жизни. Значимые политические фигуры Ичкерии были втянуты Россией в негласные политические игры и обмануты, а некоторые использованы втёмную. Россия добилась того, что власть республики не создала дееспособное ведомство иностранных дел, напрочь отстранилась от международного сообщества и международных организаций, к которым взывала во время войны и всецело отдалась выстраиванию взаимоотношений с Россией. Внутреннюю политику Ичкерии сковал глубокий системный кризис.
Ахмату-Хаджи Кадырову в качестве муфтия пришлось вести борьбу с ваххабизмом, профанацией шариатского правления и политическим популизмом. Уже в октябре 1998 года вчерашние братья по оружию совершили первое неудачное покушение на него. А официальная Ичкерия предала своего муфтия.
Или война или бесправие
Исторически так сложилось, что чеченцы с российской властью общались по законам военного времени. Периодически воюя с властью или оказывая ей вооружённое сопротивление, чеченцы всегда имели местную власть с чрезвычайными полномочиями от Центра. Как следствие, в так называемом политическом диалоге с властью закрепился принцип «все или ничего», то есть, выражаясь по-другому, «свобода или рай». Вооружённое противоборство с властью до полного истощения сил сменялось принуждением к покорности и бесправием перед властью. Война или принцип «горе побеждённым» с промежутками мирного зализывания ран — вот исторический опыт «политических» отношений с властью в Чечне. В разрушении этой традиции Ахмат-Хаджи видел свою политическую миссию.
Он планировал сплотить чеченцев на идее создания праведной, истинно народной власти, и наладить диалог граждан с властью по принципу «маленькая победа — тоже победа».
Кадыров-старший считал, что в современной России федеральный центр не будет препятствовать прогрессивному политическому развитию субъекта федерации. Он был убеждён, что во всех республиках Северного Кавказа политическая энергия граждан должна тратиться на преобразование местной власти, ни в коем случае не противопоставляя себя федеральной власти.
Ахмат-Хаджи готовился покончить с бесправием и беспомощностью чеченского народа перед своей властью. И он знал, как это сделать. На базе Общественного института политической культуры «Ламаст» была разработана теоретическая часть проекта политического развития республики. Его жизнь оборвалась в самом начале практической реализации первой части проекта — создания негосударственного общенационального представительного органа, формируемого по системе многостепенного выдвижения, — в полном соответствии с исламской политической доктриной. К сожалению, он успел сделать только первый шаг на пути осуществления своей политической мечты — создания праведной власти.
Последователи или наследники?
Квинтэссенция пути Ахмата-Хаджи — это защита интересов народа и защита прав человека от посягательства государственной власти, действующей от лица народа против жизненных интересов народа. Принуждение власти к исполнению закона и своих обязательств перед гражданином. Создание механизма эффективного диалога с властью. Избавление народа от демагогии и популизма и вовлечение его в процесс принятия важных решений.
Но мера понимания пути Ахмата-Хаджи Кадырова сегодняшними властями Чечни оставляет желание задать им множество вопросов.
Вхождение Чеченской республики в состав РФ не есть главное в пути Ахмата-Хаджи. Ведь в таком случае было бы уместным назвать этот путь именем одного из тех чеченцев, кто раньше Кадырова-старшего и даже более преданно служил этой идее, а таких наберётся немало.
Религиозная деятельность Ахмата-Хаджи и строительство мечетей его сыном также не создают достаточного основания для создания подобного политического термина. Особенно если вспомнить Имама Шамиля, Кунта-Хаджи и других.
Он также не достиг экономического чуда и не заложил теоретическую базу роста экономики республики. Да и конфликты между Россией и чеченцами никогда не возникали на почве экономических раздоров.
Что намного важнее, Ахмат-Хаджи Кадыров сначала добился уважения народа, как человек, который выше всего ценит честь и достоинство человека и нации. А потом вселил уверенность в чеченцев, что эти ценности можно защитить, будучи в составе современной Российской Федерации и стал гарантом этого процесса, возглавив обескровленную войной Чечню.
Сегодня у Ахмата-Хаджи Кадырова есть наследники, преемники, продолжатели некоторых его дел, но остались ли его последователи?
У кавказцев вопросы чести и достоинства исторически были глубоко и детально разработаны в обычном праве и вообще в культуре. У чеченцев, к примеру, есть адаты, регулирующие эти вопросы. И нет радости чеченцу ни в чём, если его честь и достоинство под угрозой.
В Чечне сегодня наладилась мирная жизнь после войны, но радости нет.
Глава республики балует народ благими делами, а радости так и нет.
Хамза Асхабов, политолог.