Закрыть

Общество

Между лесными и городскими

 

Протестное движение на Северном Кавказе существует много лет и с каждым годом оно проявляет себя все активнее. Народное недовольство растет в связи с высоким уровнем безработицы, низкими доходами, коррупцией, зашкаливающим уровнем преступности и т.д.; а вместе с ним растет и силовое сопротивление.

Выход из сложившейся ситуации не всегда пытаются достичь рациональными путями, если вспомнить чеченский сепаратизм (90-х и «нулевых») или же нынешнее так называемое «лесное движение», отмечают эксперты. Мирные попытки решить социально-политический конфликт в кавказском регионе терпят фиаско, поскольку в этом не заинтересованы правящие элиты.

Происходящее сегодня на Кавказе можно охарактеризовать «удерживанием территорий силовым и экономическим способами».  Однако ни тот, ни другой способ особого эффекта не дают: экономический – не работает, поскольку все бюджетные деньги исчезают в широких карманах местных чиновников; а силовой, в свою очередь, вызывает массовое недовольство, чем лишь подпитывает террористический настрой.

Кавказ – дуга нестабильности?

Накануне центр социальных исследований «Левада» опубликовал доклад, в котором говориться о неизбежности «негативного сценария» развития событий на Кавказе.

Ситуация продолжает накаляться, причем на всех уровнях, – международные эксперты говорят о кавказской земле, как о самом небезопасном регионе РФ; в то время как региональные специалисты больше взволнованы демографическим приростом населения и отсутствием рабочих мест. Однако все сходятся во мнении, что протестный настрой не только не утихнет в ближайшее время, скорее наоборот, – приобретет новую, более сложную форму.

На фоне всего этого, масло в огонь подливает и резонансный вопрос с прямыми выборами глав регионов.  Причем, сегодня уже неважно — будут ли это свободные выборы, или же назначения (как прежде), сам факт послужил дополнительным стимулом для возникновения конфликтов, окончательно подводя ситуацию  под  разряд «взрывоопасной».  И избежать массового «взрыва» можно лишь путем кардинальных политических реформ.

Политолог Абдулла Ринат Мухаметов уверен, что начинать необходимо с вовлечения растущей исламской общины в региональную общественно-политическую жизнь.

Абдулла Ринат Мухаметов, политолог:

«Протестное движение на Северном Кавказе очень и очень активно, но выход эта бурная энергия находит не всегда в адекватных методах. Попытки налаживания гражданского, социально-политического движения, в том числе выражающего протестные настроения, пока особым успехом не увенчались. В этом не заинтересованы ни «лесные», ни правящие элиты.

На мой взгляд, один из выходов из кризиса на Северном Кавказе состоит в том, чтобы обеспечить условия для вовлечения растущей исламской общины (всех ее частей – от суфиев до салафитов) в региональную общественно-политическую жизнь на созидательной базе. Пусть исламисты всех оттенков строят дороги, школы, больницы, вытаскивают молодежь из притонов, развивают мелкий бизнес, а не воюют друг с другом. Это научит их уважать и работать с оппонентами, входить в коалиции и договариваться.

Приход исламистов в кавказскую политику оздоровит со временем всю систему, подстегнет развитие. Традиционные этно-партии и кланы в кризисе. Они, будучи не способны предложить ничего принципиально нового, заняты «распилом» денег, выделяемых из федерального бюджета.

Это мучительный и не быстрый процесс, но, может быть, именно в появлении чего-то вроде исламских «христианских демократов», но в более строгой кавказской интерпретации, и есть рецепт для лечения болезней региона.

Умеренные салафиты», «тарикатисты» и лидеры самой массовой группы «просто мусульман» (т.е. не «суфии» и не «салафиты», люди, не желающие участвовать в этих кажущихся бесконечными разборках, переросших порой в настоящую войну) должны объединяться на какой-то общей базе религиозного созидания. Если так, то со временем у исламистов появится что-то вроде своего общественного объединения, участвующего в политике, или они даже могут реализовываться через существующие структуры. Например, региональные отделения «Патриотов России», «Яблока» или эсеров могли бы, наверное, стать площадкой для новой необычной силы. Почему бы нет.

Такое развитие можно было бы только приветствовать. Ведь цели Шариата это – эффективная экономика, безопасность, качественное здравоохранение и образование, искоренение коррупции и клановости, мораль и традиционные ценности, а не только и не сколько введение специфического уголовного права.

За рубежом, кстати, начался крайне важный и беспрецедентный процесс интеграции салафитской общины в современную политику и вообще в широкую социально-политическую активность. Ранее салафиты отрицали парламентаризм, выборы и политическую работу как чуждые Исламу и обвиняли «Братьев-мусульман» в отступлении от Шариата за участие во всем этом.

Сейчас они создают свои партии, участвуют в выборах, продвигают свои идеи, наряду с другими политическими силами. В Египте салафитская партия «Нур» заняла на выборах второе место. Салафиты объединились в партии в Тунисе, Ливии, в Алжире, в Кувейте они уже давно участвуют в политике.

Похожие процессы наблюдаются у суфиев. В Пакистане недавно массовые протесты против коррупции за демократию и социальную справедливость возглавил известный богослов, суфий Тахир аль-Кадри».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях