Закрыть

История

Исследование: обучение чтению даже в зрелом возрасте реорганизует мозг за полгода

 

Международная группа ученых, включая сотрудников Института когнитивных наук и неврологии им. Макса Планка (Лейпциг, Германия), обнаружила, что процесс чтения вызывает у людей более значительные нейропластические изменения, чем предполагалось ранее. Об этом сообщает «Комсомольская правда» со ссылкой на журнал Science Advances.

 Обучение чтению в зрелом возрасте может перемонтировать мозг всего за шесть месяцев. Исследователи Института Макса Планка изучили мозг женщин в Индии, которые только учатся читать. Они обнаружили, что грамота заставляет мозг полностью реорганизовать свою структуру.

Практическая часть исследований проводилась в Индии, где процент грамотного населения крайне низок — всего 39%. Участниками эксперимента в основном были женщины в возрасте 30 лет. За шесть месяцев обучения чтению на родном языке, хинди, знания новоиспеченных учениц поднялись до уровня первого класса.

Первоначально ученые представляли себе, что чтение влияет только на зрительную кору головного мозга. Однако результаты полугодового эксперимента выявили новые «плюсы». Обучение чтению способствует изменениям в нейронной структуре, в таламусе и в стволе мозга. Это значит, что изменениям поддаются уже достаточно не молодые клетки мозга.

— Всего за несколько месяцев женщины научились читать и писать довольно сложные предложения, — говорит голландский психолингвист Фальк Хьюттинг. — Выучить в зрелом возрасте новый язык для человека это сложная задача, но вот научится читать ему гораздо проще.

Закончив борьбу с неграмотностью, ученые отвезли женщин в столицу штата город Лакхнау, где провели им магнитно-резонансную томографию головного мозга. Результаты сравнили с данными, полученными на старте эксперимента.

— Изначально у нас была гипотеза, что центр чтения располагается в затылочной доле коры головного мозга. Там «обитают» нейроны, отвечающие за распознавание визуальных изображений, — говорит Михаэль Скейде. — Но выяснилась поразительная вещь: в мозге не существует какой-то четко определенной области, которая отвечает за способность к чтению. Успехи в чтении зависят от того, насколько эффективно работают нейронные связи между затылочной корой и такими древними участками мозга, как таламус и ствол головного мозга. Эти структуры помогают зрительной коре отфильтровывать важную информацию из потока визуальных сигналов. Чем больше человек читает, тем синхроннее работают нейронные цепи в этом «бермудском треугольнике».

Это исследование не только проливает свет на работу механизма чтения, но поможет миллионам людей, страдающим дислексией. Это когда у человека, не смотря на высокий уровень интеллекта, возникают проблемы с освоением навыков чтения и письма. Теперь, когда феномен чтения разгадан, этим людям смогут оказать помощь.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях