Свою скрипку сыграли и израильтяне. На протяжении последних нескольких недель Тель-Авив регулярно заявлял, что готовится бомбить ядерные объекты Ирана. Как расценить это, если не попытку втянуть США в страшную войну на Ближнем Востоке?
Конечно, на эту удочку попадутся только те, кто очень этого хочет. А большинство наблюдателей не верят в угрозу нападения. Израиль не похож на те государства, которые заявляют о своих истинных намерениях. Все понимают, что, если бы Тель-Авив имел такие планы, то никогда не стал бы об этом трезвонить. То есть, истинный смысл угрозы Израиля — сделать все, чтобы за него это сделали другие, а именно США. Ну, и заставить мировое сообщество усилить давление на Иран под предлогом того, что в противном случае Израиль все-таки совершит обещанное нападение.
Естественно, что Конгресс Соединенных Штатов, получающий указания по ближневосточной политике от лобби — которое, в свою очередь, получает указания от Биньямина Нетаньяху – бросился выполнять приказ. Вот бы Конгресс с такой же готовностью занимался проблемой безработицы в стране….
Комитет по иностранным делам Палаты представителей поспешно собрался на этой неделе, чтобы рассмотреть законопроект о новых «парализующих санкциях», которые, похоже, нацелены не столько на сдерживание иранского ядерного оружия, сколько на создание предпосылок для войны.
Ясное доказательство того, что намерением сторонников законопроекта является именно война, можно найти в Разделе 601:
(в) ОГРАНИЧЕНИЕ КОНТАКТОВ — Ни один человек, работающий в правительстве Соединенных Штатов, не может вступать в контакт, в официальном или неофициальном качестве, ни с одним лицом, которое –
(1) является агентом, должностным лицом, оказывает содействие, связано или выступает в качестве представителя правительства Ирана; и
(2) представляет угрозу для Соединенных Штатов или связано с террористическими организациями.
(г) ОТКАЗ — Президент может отказаться от требований пункта (с) если президент определит и сообщит об этом в соответствующие комитеты Конгресса за 15 дней до вступления в действие полномочий отказа, что неосуществление им данных полномочий отказа создаст необычную и чрезвычайную угрозу жизненно важным интересам национальной безопасности Соединенных Штатов.
Прекращение дипломатии — самая короткая дорога к войне
Так что же все это значит? Это означает, что ни президент, ни госсекретарь не могут вступить в переговоры и вообще заниматься какой-либо дипломатией! Если только президент не убедит «соответствующие комитеты Конгресса» (и самое главное, Комитет по иностранным делам Палаты представителей – вотчину ЭЙПАК), что этим, на самом деле, создает «чрезвычайную угрозу жизненно важным интересам национальной безопасности Соединенных Штатов».
Назвать эту меру беспрецедентной — слишком мягко. В истории страны еще не бывало такого, чтобы Белому дому или Госдепартаменту ограничивали общение с представителями иностранного государства, даже в военное время.
Если бы президент Рузвельт захотел встретиться с Гитлером, он мог бы это сделать. И, конечно же, он неоднократно встречался со Сталиным. Во время холодной войны американские дипломаты поддерживали постоянный контакт с Советским Союзом — режимом, который убил десятки миллионов, а позже с китайским режимом, убившим и того больше. И делали они это без всякого разрешения Конгресса. (Президент Никсон смог нормализовать отношения с Китаем только с помощью секретных переговоров, которые, будь они разоблачены, тут же были бы торпедированы правыми республиканцами).
Но все правила нормального государственного управления забываются, когда дело доходит до Ирана, который то ли работает, то ли нет, над развитием своего ядерного потенциала. Хотя если такая работа и ведется, то, очевидно, тем более важно, чтобы представители правительства США общались со своими иранскими коллегами.
Именно прекращения дипломатии добиваются лидеры разработавшего законопроект Комитета по иностранным делам Палаты представителей. Вместе с другими сторонниками этой меры они хотят новой войны. И лучший способ получить ее – это добиться запрета дипломатии, которая, собственно, и существует для того, чтобы избегать войн!
Вспомним, например, ракетный кризис на Кубе. Соединенные Штаты и чудовищный, обладающий ядерным оружием советский режим были на грани войны из-за Кубы, войны, которая могла уничтожить всю планету. Ни президент Кеннеди, ни премьер Хрущев не знали, как выйти из кризиса, особенно потому, что им обоим не позволяли пойти на попятную собственные военные.
Карибский кризис был преодолен при помощи тайных переговоров
В самый пик кризиса, когда война казалась неизбежной, корреспондент ABC по имени Джон Скали тайно встретился с советским представителем в Нью-Йорке, предложившим выход из кризиса, который бы удовлетворил его боссов. За этой встречей последовала еще одна тайная встреча — между братом президента, генеральным прокурором Робертом Кеннеди, и советским чиновником в Вашингтоне. Эти встречи привели к рождению плана, который, возможно, спас мир.
Излишне упоминать, что Кеннеди не просил разрешения у Комитета по иностранным делам Палаты представителей ни для проведения тайных переговоров, ни для выполнения условий соглашения, подробности которого, на самом деле, стали известны только десятилетия спустя.
Именно такую широту ведения дипломатии это лобби и его представители на Капитолийском холме хотят отнять у Белого дома. И именно такая широта особенно необходима, если будет установлено, что Иран пытается создать ядерный арсенал.
В своей статье, появившейся на прошлой неделе в «Вашингтон пост», Фарид Закария поясняет, что лучший способ общения с Ираном это не запрещать дипломатию, а активизировать ее, неважно, есть там ядерное оружие, или нет.
Обама должен вернуться к своему первоначальному подходу и проверить, осталась ли возможность диалога с иранцами. Сотрудничество с Ираном, осуществление наблюдения за его ядерной программой и поиск сфер, представляющих общий интерес (например, Афганистан) могли бы стать важными целями.
Стратегическое взаимодействие с противником может существовать бок о бок с политикой, нацеленной на перемены в этой стране. Именно так Вашингтон поступал с Советским Союзом и Китаем в 1970-х и 1980-х. Иран это страна, насчитывающая 80 миллионов человек, образованных и динамичных. Она играет ключевую роль в очень важной части мира. Ее невозможно наказывать санкциями и оказывать давление вечно.
Это последняя великая цивилизация, оставшаяся за пределами мирового порядка. Нам нужна стратегия, которая сочетает давление с возможностью включения Ирана в этот порядок.
Другими словами, настало время большей дипломатии, а не меньшей — даже если это оскорбит могущественное лобби, которое одержимо войной.
М.Дж.Розенберг, старший сотрудник отдела иностранной политики «Media Matters Action Network»