Ефим Рачевский, член Общественной палаты России, директор центра образования «Царицыно» № 548:
— В любом школьном уставе вот уже 20 лет, после принятия закона «Об образовании» в 1992 году, можно найти все, что предложено в этом приказе. Однако согласно этому документу будет создана комиссия по защите интересов участников образовательного процесса. То есть, теперь простой воли (возможно, плохого, злого, пьющего) директора будет недостаточно, чтобы выгнать ученика из школы. Теперь школьник, которого решат наказать, будет иметь право это решение опротестовать. К тому же, нельзя будет выгнать из школы ребенка, не достигшего 15 лет.
А раньше на местах директора, начальники РАНО, что хотели, то и творили. Могли выгнать несправедливо или объявить взыскание. Вот, например, девочка пришла в сережках в форме полумесяца, а директор школы относится к сторонникам католицизма или православия. И он скажет: «девочка, если бы ты пришла в крестиках, я бы тебя не выгонял, а с полумесяцами пошла вон», а школьница берет этот приказдокумент и говорит: «смотрите в министерском приказе об этом ничего не написано, и если вы, директор, проявите такой волюнтаризм, то Вас снимут с работы». То есть, этот приказ защищает детей. Правда, есть в нем и лишнее. Например, то, что к числу правонарушений авторы причисляют и академическую неуспеваемость ученика. Я считаю, что это неверно — ученик имеет право не успевать. А вдруг он глуп, а вдруг у него пьющие родители, а вдруг он влюбился, наконец? Это положение из приказа надо изъять.
Не буду гадать, будет ли эта норма работать, но я знаю одно: за последние 20 лет родители стали больше любить своих детей, и они сначала любят их, а потом государство, а раньше было наоборот. Следовательно, есть надежда, что родители больше не позволят школе самодурство, и этот приказ будет им подспорьем.
Татьяна Шишова, детский педагог, психолог, общественный деятель, вице-президент «Фонда социально-психической помощи семье и ребёнку»:
– В последние годы малолетние хулиганы и нарушители общественного порядка чувствуют себя в школах в выигрышном положении. И происходит это потому, что по устоявшимся нормам учитель фактически ничего не может сделать провинившемуся подростку. А он, в свою очередь, напротив, может безобразничать, ругаться матом, демонстративно игнорировать обращения и приходить пьяным на занятия (а такие случаи на сегодняшний день стали довольно распространенными). И остановить его не могут – ведь любое воздействие на ученика воспринимается как нарушение прав человека.
Бывали случаи (подтверждение тому видеоролики и публикации в прессе), когда ученики специально издевались над учителями, вплоть до избиения, и снимали это; а потом выкладывали в интернет, чтобы похвастаться перед друзьями. Это происходит потому, что школьники чувствуют свою безнаказанность, мол, наказывать ребенка вправе лишь его родители. Но ювенальная юстиция (якобы защищающая права детей), которую пытаются внедрить в стране, лишит этих прав и их. Тогда дети начнут творить все, что угодно, потому что они «бедные и несчастные», кем- то непонятые и обиженные взрослыми.
Я считаю, что эти агиевы конюшни нужно срочно разгребать!
Многих испугает угроза злоупотребления своими полномочиями со стороны руководства и сотрудников школ, но ведь любой закон можно исполнять с какими-то превышениями полномочий. Просто необходимо прописать соответствующие механизмы, позаботиться об исключении или минимизации этого злоупотребления. Оговорить какие-то нормы: например, проступок ученика должен быть доказан. Чтобы говорили факты, а не педагог. Или же ввести ответственность за превышение полномочий и злоупотребление своими правами. Но не принимать закон из-за этой угрозы – это еще больший абсурд.
Борис Альтшулер, председатель общественной организации «Право ребенка»:
– Изменение образовательной траектории ребенка, изменение правил образовательного учреждения – весь этот комплекс вопросов не может решаться только одной школой, одной системой образования. Поэтому довольно странно, что появился такой приказ, который разрешает отчислять учеников за «дисциплинарные нарушения». Это что же получается, министерство образования просто так берет, да и отменяет Конституцию нашей страны? Отменяет нынешний закон, касающийся образования? То есть, руководство школы получает право взять, да и выгнать ребенка из школы и больше об этом не думать? Так не должно быть, я категорически против этих мер.
Еще один крайне важный момент в этой истории – школа, соответствуя уставу образовательного законодательства, должна постоянно ориентироваться на свой эксклюзивный подход. Она должна уметь справляться с самыми разными учениками.
Во всем мире это применяется. Конечно, когда ученик очень сложный (а речь идет именно о хулиганах), то школам должны помогать внешние организации. В законе «Об образовании», который был недавно подписан президентом, прописано, что школам должна быть оказана поддержка со стороны психолого-педагогических центров – что должно быть неотделимо от организации досуга, профессионального обучения и так далее.
То есть, невозможно этот вопрос решать в отрыве от комплекса других мер по восстановительной работе, по реабилитации, воспитания вот этих вот отбившихся от рук, возможно, будущих гениев.