Закрыть

Общество

Государственная недодума

 

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук:

Власти предпринимают какие-то попытки снижения накала межнационального противостояния в стране, но это половинчатые или, скорее, диссонансные меры. Дадут ли они желаемого эффекта? Я уверен, что нет. По крайней мере, пока существует полный «разгул» в средствах массовой информации. Ведь получается, что губернаторов собираются привлекать к уголовной ответственности, в то время как информационная сфера РФ намеренно занимается разжиганием розни.

Руководителям республик придется сильно закручивать гайки: они начнут пытаться затыкать рты прессе, замалчивать какие-то громкие факты, и это мало кого обрадует. Проблема в том, что в стране отсутствует единая национальная политика, которая, возможно, и решила бы часть проблем.  Но наша Госдума продолжает принимать на удивление нелогичные и бестолковые проекты. Поэтому я не удивлюсь, когда сигнал, поступивший из Кремля, заставит большинство депутатов проголосовать в поддержку этого законопроекта.

В современной политологии существует такое понятие «фронтир», то есть регионы, по которым проходят границы между культурами, народами, религиями. Думаю, в этом случае, под «прицел» нового закона попадут зоны фронтира, которые четко обозначены в Ставрополье, Краснодарском крае (который соприкасается с северокавказскими республиками), возможно, даже сибирских регионах.

И, конечно, в Москве, которая находится далеко от Кавказа, но, тем не менее, именно здесь проходят границы непонимания между большинством русскоязычного населения и выходцами из Северного Кавказа.

Дмитрий Орешкин, политолог, ведущий сотрудник Института географии РАН:

Существует такое неискореняемое понятие, как политическая конкуренция, гонка за кресло губернатора. Любую потасовку в местном кафе, где поблизости проходил, допустим, чеченец, при желании можно конвертировать в межнациональное столкновение. Хороший ход, чтобы подорвать позиции действующего губернатора и выдвинуть себя следующим кандидатом.

Или же, предположим, в республике существует крупная компания, которой местное правительство мешает развернуться, – облагает налогами, достает проверками.  В таком случае, завозятся несколько кавказцев, которых «натравливают» на местных, и увозят восвояси, а губернатор отвечает.

Но никакой глава не захочет допустить, чтобы сведения, из-за которых он может пострадать, просочились в народ. Следовательно, в стране первым делом начнут ужесточать цензуру.

Я считаю, что таким законопроектом наши чиновники хотят просто продемонстрировать заботу о трудящихся и свою реакцию на обостряющиеся проблемы. Все, теперь можно оттереть пот со лба и объяснить народу, что недаром парламентарии просиживают штаны в законодательном органе.

Только проблема-то совершенно в другом – в далеко небескорыстных правоохранительных органах, которые  действуют лишь из собственных интересов, плюя на закон.

Любой акт насилия в стране — неважно в отношении кого и какая конфессия замешана — расследуется в соответствии с возможностями и давлением «сверху». Сегодня можно все –   откупиться, дать взятку, чтобы кого-то посадили. Правоохранительный орган РФ превращается из органа защиты закона в орган сведения счетов, а это губительно.

В условиях этой коррупционности преимущества получают те, кто имеет доступ к ресурсам и рычагам давления. Когда кого-то «отмажут», вина переляжет на другого. А это и будет восприниматься как межнациональная несправедливость. В США, по статистике, большую часть преступлений совершают темнокожие и латиноамериканцы, но, тем не менее, ощущение несправедливости расследования в их отношении ни у кого не возникает. У нас с этим проблема.

Легко придумать закон (мол, пусть губернаторы за все отвечают), но сложно сделать органы эффективными, добросовестными и независимыми.  Законодатели, как обычно, пошли по простому для себя пути.

Максим Шевченко, член Совета по правам человека при президенте РФ,  журналист:

В первую очередь, необходимо разграничить понятия – человеку нельзя запрещать следовать своим традициям и развивать тот народ, к которому он принадлежит. То есть, все, что  касается веры и национальности губернатора – это его личное дело. Неважно, кто он, православный или мусульманин,  он может спокойно говорить – к какой религии и к какому народу принадлежит. Он должен поддерживать свой народ, свою Родину, свои традиции – и в этом нет ничего предосудительного.

Другое дело, когда губернатор начинает противопоставлять свой народ всем другим этносам, объявлять своих соотечественников «хорошими», а других «плохими», помогать представителям только своего этноса или этнических групп при занятии высоких должностей. Такие губернаторы должны сниматься со своих постов и предаваться суду.

Я считаю, если губернатор сам виновен в разжигании межнациональной розни и делает это сознательно, то наказывать его необходимо гораздо жестче. Если при решении гражданских конфликтов, человек отдает предпочтение не Конституции, не правам граждан, а противопоставляет один народ другому в рамках Российской Федерации, его надо не просто наказывать, но и проводить служебное расследование с вытекающими последствиями.

Что касается ответственности и штрафа за межнациональный конфликт, мне кажется, тут  мера недостаточно продумана. Я не понимаю, как человек может нести всю ответственность за такие вещи. Как он может все контролировать, «душить» на корню любые проявления межнациональных трений? Это, на мой взгляд, нереально.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях