Первую большую пресс-конференцию Путин провел в июле 2001 года, накануне саммита «Большой восьмерки». Тогда в общении с главой государства приняли участие около 400 журналистов и было задано 22 вопроса. А в 2008 году на пресс-конференцию были аккредитованы 1364 человека. Тогда президент ответил на 106 вопросов, заданных 80 журналистами.
В 2008 году был также установлен рекорд по длительности общения — 4 часа 40 минут. Для сравнения, в 2003 году пресс-конференция длилась 2 часа 40 минут, в 2004 году — 3 часа 2 минуты, а в 2007 году — 3 часа 32 минуты.
Темы для вопросов, как уверяют в Администрации президента, заранее не регламентируются, и темы формируют сами журналисты, отвечая духу времени. На первых местах, как всегда, внешняя политика. Особенно она интересует иностранных журналистов.
Но все же большая часть корреспондентов – это российские журналисты из глубинки. Например, в «российском» списке, среди прочих, участвуют представители таких «экстравагантных» СМИ, как «Караван+Я», сайт «Мы за Путина!», «Реликвия (реставрация, консервация, музеи)», «Житье-Бытье», «Тайны звезд», «Казак FM», «Простоквашино», «Журнал Fishnews (Новости рыболовства)», «Конкретная газета», «Афанасий-биржа», «Молва», «Булат», «Жирновские новости», «Крестьянин» и т.д.
Обычно такие издания интересует не проблемы внешней политики или экономики, а свое, близкое. Например, несколько лет подряд удавалось прорываться с вопросом к президенту корреспонденту газеты «Ваши шесть соток». «Будет ли руководство уделять внимание скромному труженику с лопатой и граблями?» — все интересовался журналист. Путин отвечал, что и сам «горбатился» на шести соток и обещал внимание уделять.
Как всегда, президента много спрашивают о личном – здоровье (в этом году это особенно актуально), пристрастиях, домашних питомцах и планах на праздники.
Так, на последней пресс-конференции в ответ на один из таких вопросов, Путин сравнил свое президентство с длительной командировкой, «которая, по сути, выбила из графика нормальной человеческой жизни».
«Не могу сказать, что меня утомил какой-то отдельный пункт в рабочем графике. Он у меня напряженный. По сути, спорт, работа и популярная классическая музыка — собственно говоря, вся моя жизнь», — очертил свой личный мир президент. На вопрос журналиста, какая проблема его утомила, Путин признал откровенно: «Коррупция».
Напоминали Путину и о неуклонном росте президентского культа. В 2008-м году корреспондент газеты «Курский вестник спросил у президента о «путинизации» всей страны — «Ваши портреты рисуют на календарях, на пасхальных яйцах».
«Не знаю, кто там чего рисует на яйцах. Но я к этому отношусь отрицательно», — заявил президент.
И обязательно после шквала «серьезных» вопросов найдется юная журналистка, которая «для разрядки» спросит у Владимира Владимировича о любви или секрете вечной молодости. Так, корреспондент радио «Шансон» интересовалась, прислал ли Путину кто-нибудь валентинку. «Валентинки никто не прислал, я готовился к пресс-конференции, занимался спортом и сразу сюда приехал, ни с кем не встречался. Жена меня, конечно, поздравила с Днем Святого Валентина, но валентинку зажала», — расстроился президент. «Как я могу передать вам свою валентинку?» — спросила барышня.
Иностранцы порой оказываются несколько смелее российских коллег. Например, однажды корреспондент Associated Press попросил Путина прояснить слухи о крупном личном состоянии российского президента.
Президент на личный вопрос ответил в свойственной манере. «Что касается вечных слухов по поводу денежного состояния, я смотрел некоторые бумажки на этот счет. Просто болтовня, которую нечего обсуждать. Просто чушь. Все выковыряли из носа и размножили по своим бумажкам», — резко заявил он.
Итак, благодаря такой пытливости мы знаем, что любимый питомец Владимира Путина – черный лабрадор по кличке Кони, мудрость президент черпает из сочинений Омара Хаяма, праздники встречает в кругу семьи, а отпуски проводит на родине, и очень большое значение придает двум словам на «д» — дзюдо и друзьям.
Кстати, выступления Владимира Путина перед журналистами неизменно изучаются всевозможными экспертами. Интересная статистика есть и у специалистов в области лингвистики. Например, в первый год — 2001 — президент практически не использовал поговорки и крылатые выражения, но с каждым годом все больше ими увлекался. Дальше – больше. Скоро Владимир Владимирович уже не ограничивался народными выражениями, а придумывал свои. И теперь каждый раз можно услышать очередной фирменный неологизм российского президента.
А исследование филологов показало, что по итогам всех пресс-конференций можно составить основное послание президента, что-то вроде «Для развития страны, России нужно знать решение всех проблем».
Вот только решение такое все еще не найдено…