Социалистическое правительство Франции обвинило Депардье, переехавшего жить в соседнюю Бельгию, в попытке уклониться от уплаты налогов. В ответ актер написал, что вовсе отказывается от французского гражданства, и дело тут не в налогах, а позиции правительства, что «успех, творчество, талант – отличие, по сути — должны быть наказаны».
Решение Депардье покинуть Францию, правительство которой ввело 75-процентную предельную ставку налога на доходы выше 1,3 млн. на фоне экономического застоя, растущей безработицы и сокращающегося бюджета, вызвало осуждение политиков всех идеологических мастей, а также СМИ и множества рядовых граждан. Премьер-министр Жан-Марк Эро назвал поступок актера непатриотичным и «жалким», а министр труда Мишель Сапан счел его признаком «личного вырождения».
В своем письме, опубликованном в воскресной газете Le Journal Du Dimanche, Депардье отмечает, что заплатил 85-процентный налог на свои доходы за 2012 год, а в общей сложности за свою трудовую жизнь выплатил налогов на 145 млн. евро, или 190 млн. долларов.
«Меня не нужно ни жалеть, ни хвалить, но я отказываюсь от слова «жалкий», — цитирует послание New York Times.
63-летний актер, снявшийся почти в 200 фильмах и завоевавший множество наград, в последние годы привлек внимание своим пристрастием к спиртным напиткам, и несколькими связанными с их злоупотреблением инцидентами.
«Кто вы такой, чтобы так обо мне судить, я спрашиваю вас, месье Эро? — пишет он. – Несмотря на мои излишества, мой аппетит и любовь к жизни, я свободное существо, сэр, и останусь вежливым».
Социалисты наступают
В пятницу эту тему поднял и президент Франсуа Олланд, который призвал французских налогоплательщиков к «этическому поведению» и намекнул, что правительство может пересмотреть свои финансовые договоренности с Бельгией. Президент пошутил, что французским жителям приграничной бельгийской деревни Нешин, в которой купил дом Депардье, не следует чувствовать себя слишком комфортно. Мэр этой деревни – тоже социалист, отметил он.
Хотя после победы Олланда на президентских выборах в мае этого года уже несколько богатых граждан решили покинуть Францию, в воскресенье на родину неожиданно вернулся писатель Мишель Уэльбек, живший до этого в Ирландии, где налоговые ставки относительно низкие.
«Основная причина в том, что я хочу снова говорить на моем языке в повседневной жизни», — написал он по электронной почте агентству «Франс пресс». Уэльбек утверждает, что налоги и политика не имеют отношения к его возвращению.
Но Жерару Депардье тоска по родному языку на новом месте не грозит — хотя многие бельгийцы говорят на фламандском, его соседи по деревне общаются между собой по-французски.