История
Раскрыта природа Июсского дракона: оберег с чудищем защищал древних сибиряков от опасностей
- Виктория Корректура
У людей, живших в древней Южной Сибири еще до нашей эры (конец первого тысячелетия), существовали легенды о драконах. Подобные выводы сделали российские ученые после исследования предметов с изображениями данных мифических существ, информирует «Российская газета».
Специалисты новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН выяснили, что на территории Южной Сибири в первом тысячелетии до нашей эры сложился собственный образ дракона, отличающийся от китайской традиции. Как передает официальное издание СО РАН «Наука в Сибири», схожие изображения драконов археологи находят на пряжках-оберегах.
В китайской традиции дракона принято изображать с зигзагообразно извивающимся телом, при этом в период Империи Хань, существовавшей с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры какой-либо единый образ змееобразного чудовища и вовсе не сформировался. Лишь позже на территории Поднебесной он стал символом национальной идентичности.
А вот как показывают находки археологов, в Сибири на протяжении сотен лет, вплоть до второго века нашей эры, существовал устойчивый образ мифического существа. В отличие от китайцев, сибиряки изображали своего дракона закручивающимся в спираль: хвост словно бы загибался к голове. В основном такое украшение присутствовало на пряжках, которые вероятно люди носили в качестве оберега — существо, в христианской традиции символизирующее зло, «защищало» жителей южной Сибири от напастей.
Клады с похожими пряжками, датируемыми ранним железным веком, ученые находили неоднократно. Однако особенно много таких украшений содержал Июсский клад — находка 1970-го года, обнаруженная в северной Хакассии. Пряжки отличались по размеру и деталям изображения: драконы отличаются друг от друга. Но, по словам ведущего научного сотрудника новосибирского института, доктора исторических наук Андрея Бородовского, прослеживается канон, по которому, вероятно серийно, и чеканились пряжки.
— Хотя территория Южной Сибири в конце I тысячелетии до нашей эры подверглась очень сильному китайскому влиянию, бляхи с изображением июсского дракона, скорее всего, имеют местное оригинальное исполнение — то есть это не какая-то копия. Это самостоятельное развитие образа. Фигура дракона — некий знак, позволяющий нам говорить, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт, — цитирует ученого «Наука в Сибири».
По мнению специалистов, значение дракона для древних можно объяснить представлениями об астрономических процессах. Вероятно, в Сибири существовала собственная календарная символика. Однако изображения закрученного в спираль мифического змея исчезают во втором веке нашей эры и в находках, датируемых более поздними периодами, уже не встречаются. Им на смену приходит калька с зигзагообразного китайского дракона, а вот сибирский стал историей.