Сейчас, в ярком свете распространившейся повсюду внутренней напряженности, стало видно, что «арабские революции» застопорились, а региональная «весна» — не более, чем иллюзия. Конечно, должно пройти больше времени, результат невозможно предсказать. Но ясно одно: никогда еще за последние 30 лет весь регион Ближнего Востока и Северной Африки не был таким слабым, таким уязвимым и дестабилизированным.
Политическая нестабильность отражается в кризисе национальных экономик, разоренных коррупцией, долгами, безработицей и обнищанием. Какое будущее уготовано Ближнему Востоку? Что станет с его народом? Какой будет судьба палестинцев?
«Арабская весна» переживает сезон эндемичной слабости
Египет находится в тисках глубокого кризиса, ситуация является критической. Президент Мухаммад Мурси, чтобы нейтрализовать власть вооруженных сил и судебных органов, не дававших ему проводить свою политику, и даже ставивших под сомнение его статус, призывая к новым выборам, превентивно принял на себя «временные» полномочия, удивительным образом напоминающие исключительные права бывшего президента Хосни Мубарака.
И действительно, оппозиционные партии, вкупе со вмешательством учреждений всех уровней, сделали руководство практически невозможным. Мы скоро увидим, действительно ли президентские меры являются «временными» и предназначены для ускорения перехода к демократии, или это возврат к диктатуре.
Независимо от результата, Египет выглядит слабым и не имеющим особого пространства для маневров. Говоря медицинским языком, страна в реанимации, борется за жизнь, — с задыхающейся экономикой и неспособная выработать видение будущего.
Не сильно отличается и Тунис, питавший высокие надежды на свободу и интеллектуальный альянс свободомыслящих секуляристов и выступающих за реформы исламистов. Но сторонники жесткой линии и даже экстремистские фракции нанесли по ним тяжелые удары.
В этой гонке на время правительство поставило на удачу и проиграло, все указывает на его поражение в случае досрочных выборов. Нетерпение в народе вполне понятно, но оно может открыть двери популистам с обеих сторон.
Светские фундаменталисты, так же как салафиты и джихадисты, делают все возможное, чтобы дестабилизировать правительство, тем самым дестабилизируя и всю страну. Правительство сгибается и поворачивается при каждой смене идеологического ветра. Ни одна из сил в отдельности не способна разработать экономическую и социальную политику, которая бы ослабила кризис.
В то время как Тунис зависит от подачек, Ливия раздираема родо-племенной рознью. Только в ее нефтяной отрасли обеспечена безопасность – для пущего блага американских, французских и британских интересов.
Сирию сокрушает жестокий конфликт, в Иордании массовые демонстрации сотрясают власть монархии. Йемен находится в тупике, Ливан опасно разделен, а Иран ослаблен международными санкциями.
Международные политические альянсы анализируются сейчас через призму суннитско-шиитского разлома. То, что раньше было «Арабской весной», превратилось в сезон эндемичной слабости, усугубляемой политической нестабильностью, отсутствием экономического видения, неспособностью региональных игроков работать вместе, межрелигиозными разногласиями.
От разрозненности мусульман выигрывает Израиль
Дорога к демократии полна препятствий и опасностей, и чревата новой зависимостью. И в самом сердце Ближнего Востока Израиль продолжает действовать безнаказанно, решает свои внутренние политические кризисы, нападая на сектор Газа, и пожинает выгоды, принимая перемирие, заключенное под египетской эгидой.
Слабость его противников на местах позволяет ему тянуть время и продолжать медленную колонизацию оккупированного Иерусалима и части оккупированных территорий. Циничное признание нового, любопытного статуса Палестины в ООН («не-члена» и «наблюдателя») добавляет этой современной трагедии нотку лицемерия и унижения. Ложная арабская весна — это палестинская зима, в которой Израиль явно пожинает краткосрочную выгоду.
Нынешний переходный период — это время повышенного риска и острых противоречий. Время необходимо, но его не хватает. Динамическая совместная региональная организация должна прийти на смену национальной — и националистической — политике.
Многочисленные кризисы, охватившие страны Ближнего Востока и Северной Африки, генерируют внутреннее разделение. Только политика примирения и большего единства между политическими партиями, политическими деятелями и экономическими силами способна вытащить страны региона из их нынешнего хаоса и нестабильности.
Люди должны быть бдительными, аналитически и демократически. Популистские движения набирают силу, подталкивая к эмоциональным, поспешным, однобоким и зачастую слепым действиям. Политические и религиозные лидеры, представители интеллигенции и студенты, женщины (борющиеся за свои законные права), а также простые граждане несут большую ответственность.
Они должны стать хозяевами своей судьбы. Если демократизация хоть что-то значит, то это прежде всего свобода и ответственность. Пришло время прекратить обвинять Запад, соседние страны и «мировые державы» в тех кризисах, от которых они продолжают страдать.
Нужно начать жить на своих собственных условиях
Великие державы, несомненно, сыграли свою роль в восстаниях; они по-прежнему оказывают огромное влияние, и они не перестали отстаивать свои интересы, будь то при диктатурах или демократии. И как бы ни были вовлечены страны Ближнего Востока и Северной Африки в болезненный переходный период, они должны теперь определить свою судьбу.
Ведь, невзирая на все стратегическое планирование великих держав, — как западных стран, так и БРИК (Бразилии, России, Индии, Китая), — эти страны имеют историческую возможность взять собственную судьбу в свои руки, создать новый региональный баланс сил, новые пути обращения к религиозному наследию.
Они могут извлечь пользу из нарождающегося многополярного экономического порядка, широко проявляя культурное и художественное творчество, и относясь серьезно к благополучию и высшим интересам своих народов.
С чего начать? С процесса истинного освобождения, с интеллектуальной и психологической революции, которая прежде всего должна преодолеть навязчивую потребность в одобрении Запада — как будто, даже освободившись, этим странам все равно нужно стремиться к признанию их законности и добиваться терпимого отношения к себе.
В современном мировом порядке страны Ближнего Востока и Северной Африки должны выдвинуть убедительные политические альтернативы, должны прокладывать новые пути. Если бы демократизация стран Ближнего Востока и Северной Африки заключалась лишь в подражании, простом воспроизведении кризисов западных демократий, будущее представлялось бы поистине мрачным.
Надежда появится тогда, когда африканцы и арабы смогут принять собственную историю, свою память, религию и культуру, свой язык и свою особенность. Суть не в том, чтобы их любили или принимали любой ценой, а в том, чтобы, наконец, существовать — на своих условиях.
Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английский вариант статьи опубликован на сайте Gulfnews.com