Закрыть

Колонки

Высокие турецкие и волжские берега

 

Визит Путина на «берег турецкий» пришелся на период определенного напряжения между двумя странами из-за конфликта в Сирии, где Россия поддерживает Башара Асада, а Турция, напротив, выступает за смену режима.

Это, впрочем, является единственным камнем преткновения на внешнеполитическом направлении между двумя державами. Как сообщили оба лидера, товарооборот развивается, ширятся деловые и хозяйственные контакты.

В этой связи показательно сотрудничество между Татарстаном и Турцией. И участие Рустама Минниханова в переговорах далеко не случайно. Судя по всему, Путин пытается инкорпорировать татарский фактор в структуру ближневосточной внешней политики, в первую очередь на турецком направлении.

Как известно, Турция и Татарстан связаны не только пуповиной общетюркского происхождения, но и имеют тесные культурные связи. В Казани много лет функционирует консульство Турции. Несколько лет назад было открыто и диппредставительство Ирана. Такие вопросы, как не трудно догадаться, решаются на самом высоком политическом уровне. Здесь чистая политика. Все остальное: экономика, культура – лишь производные от первого.

История научит

Так было и до революции, когда татары по велению царского правительства выполняли функцию посредника между империей и мусульманским востоком. Тогда эти контакты особенно интенсифицировались между купцами, духовной и творческой элитой. Конечно, они были и раньше, но рассматривались охранкой как опасные, крамольные. Активный взаимообмен духовно и культурно обогатил наши народы, заложил основы прочного добрососедства на долгие годы вперед.

Внешнеполитическая ориентация на юг и восток была обусловлена стратегическим желанием Москвы усилить свое влияние на этот геополитический регион. Только «обаянием» штыка и пушки свое влияние насадить трудно, нужна дипломатия, тонкая игра, завязывание на экономические, культурные, религиозные узлы.

Будущее закладывается в настоящем

Вернемся в наше время. Россия остро нуждается в партнерах и союзниках на востоке, в мусульманском мире. В Центральной Азии, пожалуй, кроме Казахстана такими больше и некого считать. На среднем востоке — Иран, на ближнем — шатающийся режим Асада. Турция сейчас серьезный игрок на этом поле и руководство страны понимает этот факт, поэтому Путин за текущий год два раза встретился с Эрдоганом. Да и Турция заинтересована в тесных и партнерских отношениях с мощным соседом.

В то же самое время не совсем понятно, как такая политика сочетается с антитурецкой позицией внутри страны.

В начале 90-х годов в Республике Татарстан были открыты татаро-турецкие лицеи, аналогичные учебные заведения существовали в Башкортостане, Якутии, Чувашии. Эти учреждения отличались своей сильной методикой обучения, идеальной дисциплиной. Ученики лицеев были в числе лидеров по количеству выигранных региональных, всероссийских олимпиад, процент поступивших в вузы выпускников приближался к 100% отметке.

С середины 2000 годов началась кампания по выдавливанию турецкого компонента из внутрироссийского гуманитарного пространства. С подачи силового крыла элиты начался процесс  по закрытию лицеев, выдворению преподавателей, ученых, религиозных деятелей с турецким паспортом из страны. В кратчайшие сроки «турецко подданным» было настоятельно предложено уехать из России.

Турецкий бизнес, некогда  широко представленный в Поволжье, стал настороженно паковать чемоданы, многие перспективные экономические и социальные проекты пришлось свернуть.

Последователи турецкого исламского богослова Саида Нурси были объявлены вне закона, а труды самого мыслителя судом занесены в список запрещенной литературы! Притом, что «нурсисты» являются абсолютно аполитичной организацией, их идеология основана на полном отказе от активной политики.  Однако данный факт не стал облегчающим обстоятельством.

Сегодня, когда отношения между двумя странами находятся на пике, необходимо радикально пересмотреть такие подходы. Понятно, что государство всегда будет держать руку на пульсе и отслеживать процессы, которые происходят внутри страны с иностранными гражданами.

Но неприемлемо наносить вред дружеским отношениям, резать по живой плоти в угоду определенным силам, заинтересованным в усилении реакции, перманентном  поиске внешних и внутренних врагов для повышения собственной политической капитализации и позиций в элите.

Политика двойных стандартов, за которую мы так часто критикуем Запад, не должна быть основой нашей политики. Восток дело тонкое, там грубые подходы и методики не работают. Да и эпоха другая.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях