История
Как менялось представление о семи мудрецах древности от шумеров до современности
- Тема: Предсказания
Как много рассуждают историки о «богах-цивилизаторах», которые передали человечеству многие знания и умения, и как мало говорят о загадочных существах-пророках, чья роль была не менее значимой.
Их называют «семь мудрецов», но какую роль они выполняют, знают немногие. А ведь память о них не стерлась с веками, она лишь пришла к нам видоизмененной. Сегодня попробуем понять, кто это пророки и чудотворцы древности.
Первые упоминания о семи мудрецах древности у шумеров
Первые шумерские упоминания о семи мудрецах являются одновременно и самыми достоверными. В мифологии Абгаллу были помощниками бога мудрости Энки, который вывел их из мирового океана Абзу. Их существование задокументировано в «Урукском списке царей и мудрецов» (165 г. до н.э.), «Вавилонике» Бероса, «поэме об Эрре» и в табличках с заклинаниями.
Вероятно, для шумерских царей мудрецы-Абгаллу были советниками, но их функция этим не ограничивалась. Учитывая их мистическую природу, они могли быть приставлены богами для того, чтобы контролировать деяния людей, потому в документах возле имен царей всегда стояло имя мудреца. После великого потопа их стали называть не Абгаллу, а Уманну (человек-мудрец).
Приведем список имен каждого из них с краткой и загадочной характеристикой:
- Уанна, «который закончил планы на небо и землю»,
- Уаннедугга, «который был наделен всесторонним интеллектом»,
- Энмедугга, «которому была отведена хорошая судьба»,
- Энмегаламма, «который родился в доме», Энмебулугга, «который вырос на пастбище»,
- Ан-Энлильда, «фокусник города Эриду»,
- Утуабзу, «кто вознесся на небеса».
У шумеров есть слово «мэ», оно означает те таинственные знания, концепции и технологии, которые были переданы людям богами через посредников-мудрецов. Основатели семи первых городов Шумера научили человечество многим ремеслам и искусствам.
Семь мудрецов в других традициях
Многие могли видеть изображения этих существ в виде человека с птичьей головой либо получеловека-полурыбы. Но лишь этих артефактов было бы недостаточно. Мы встречаем предания о семи мудрецах и у других народов. В ведической традиции индийцы называли этих пророков Саптариши. У Ригведы есть упоминание об «отцах», «божественных» существах риши. Лишь в Шатапатха-брахмане у них появляются собственные имена, а также вполне конкретный образ — семь звезд Большой медведицы. Эти семь духовных сыновей Брахмы, согласно традиции, и сотворили Вселенную и все, что в ней есть.
В пуране «Матсьяка» рассказано, как боги велят спасать в первую очередь святых мудрецов-пророков во время всемирного потопа.
У древних иранцев пророки назывались «святые бессмертные», или Амеша-Спента. Согласно постулатам зороастризма, они являются высшими духами царства света, от которых происходит любое добро на земле.
В персидской традиции появляется метафора шести свечей для обозначения сущности амешасментов. Седьмая свеча зажигала все остальные. Некоторые исследователи связывают с этой метафорой семисвечник евреев, который описывается в Библии как «шесть ветвей, выходящих из светильника» (Исх. 25:31-36). Раввинская традиция тоже признает существование бессмертных духов-мудрецов: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).
В Ветхом Завете упоминается только три ангела: Михаэль, Габриэль и Рафаэль. А Ориэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль можно встретить в неканонической литературе.
Православные христиане хорошо знакомы с именами архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил, Варахиил. Они являются своеобразными начальниками небесного воинства, потому уместно называть всех их архистратигами.
Шумерская традиция перешла в поздние культуры
Предание о семи мудрецах-пророках так понравилось древним грекам, что они стали величать так своих мудрецов-людей. Список семи мудрецов был изрядно расширен, некоторые историки считают, что в него включали не только мыслителей, но и политиков, и даже поэта Орфея.
На Дальнем Востоке тоже находим упоминания о наставниках всего человечества. С развитием культурно-торговых отношений между двумя великими цивилизациями из Индии в Китай перекочевали рассказы о семи мудрецах древности, которые плыли на лодке. Уже в Китае они стали называться Восемью Бессмертными даосизма.
Святые Бессмертные — это небожители, мудрецы, которые в китайской мифологии являлись покровителями для разных социальных групп, занимавшихся определенным видом деятельности.
Однако не совсем ясно, откуда взялся восьмой Бессмертный. На этот счет есть две версии. Первая гласит, что индусы неоднократно преувеличивали исходную информацию, приписывая нолики к числу божеств. А тут — мудрецов всего на 1 больше. Вторая версия объясняет, что с момента первого проникновения концепции о семи мудрецах в Китай до упоминаний о Восьми Бессмертных прошла тысяча лет. За эти годы изменилось очень многое, количество божеств и их имена в том числе. В число 8 у китайцев — особенное. Оно означает богатство, процветание и защиту.
В Японии сегодня можно увидеть фигурки нэцкэ — это 7 богов счастья. Они плывут на мифическом корабле Такарабунэ (корабле сокровищ). Под сокровищами подразумеваются знания для людей в виде свитков, инструментов и технологий.
Продвигаясь на запад, легенда о семи мудрецах стала, скорее, сказкой. Пересказы носят названия: Синдбадова книга, Синдбад-наме, Мишле Синдабар, книга Синтипы, Долопатос. На самом деле насчитывается около сотни версий на всевозможных языках, но оригиналы не сохранились, потому о точности этих сказок, преодолевших столетия, говорить не приходится.
Кем же на самом деле были эти чудотворцы, мудрецы и пророки древности? Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию, нужно отложить в сторону мифы, которыми обросла древняя информация. Вернее всего будет предположить, что Абгаллу — это дети Энки, носящие все знания и передающие их обычным людям. Они стерли информацию о себе, когда научили древних людей главному, и теперь нам доступные лишь туманные легенды.